«Рим» О. Мандельштам
Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят, –
Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
В плоскоступье над желтой водой, –
Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов,
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков, –
Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наемники,
Италийские чернорубашечники,
Мертвых цезарей злые щенки…
Все твои, Микель Анджело, сироты,
Облеченные в камень и стыд, –
Ночь, сырая от слез, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит, –
Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.
И морщинистых лестниц уступки –
В площадь льющихся лестничных рек, –
Чтоб звучали шаги, как поступки,
Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.
Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.
Дата создания: 1937 г.
Анализ стихотворения Мандельштама «Рим»
Стихотворение «Рим» – позднее произведение О. Э. Мандельштама, оно написано в 1937 году, когда военные тучи уже нависли над Европой – в воздухе явственно пахло порохом. Посредством своего уникального поэтического дара Осип Эмильевич выражает целую эпоху. Не прибегая к описанию конкретных событий, Мандельштам свидетельствует о сгустившейся над вечным городом тьме фашизма.
Автор использует такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «убийства питомник», «цезарей щенки» «мощь свободная», «мера львиная», «диктатора-выродка подбородок тяжелый», выделяющую ключевое слово каждого сообщения;
- олицетворения – «город, любящий … поддакивать», «мочь … раковин», «наглая древность» – создающий образ и города, и государства;
- эпитеты – «земноводная вода», «жадный взгляд», «барабанный нарост», «морщинистые лестницы», «лестничные реки», «медленный Рим-человек», «искалеченные неги»;
- ряды однородных членов предложения – «легкая, летняя, наглая», «голубой, онелепленный, пепельный», «невинный молодой, легконогий»;
- авторский неологизм – «онелепленный» – то есть лишенный смысла, значения, оскверненный, сделанный нелепым;
- оригинальные оценочные метафоры – «лягушки фонтанов (поэт имеет в виду разлатые, как лягушачьи лапы, фонтанные струи)», «нарост домов», «питомник убийства», «щенки цезарей», «подбородок (дуче) висит над Римом», «наемники коричневой крови (германского нацизма)» – помогающие увидеть явления и инфраструктуру города в другом ракурсе;
- сравнение – «шаги, как поступки» – скрытый призыв к решительности, свойственной древним патрициям;
- антитезу – «как поступки, а не как морские ленивые губки, … не для искалеченных (противоестественных) нег» – намек на разложение римских элит;
- многосоюзие – «и не спят, и кропят», «и открыты …, и висит…».
Поэт ностальгически вводит образ моста Святого Ангела через Тибр, обрушившийся под тяжестью паломников в 1450 году, намекая на былую католическую строгость римлян. Стихотворение полно отсылок к великим творениям Микеланджело, а также к ветхозаветной истории – юному неискушенному Давиду, одолевшему тупого громилу, первого пророка Моисея, носителя духовных истин, и идущему по трупам Ироду. Они создают ощущение масштаба и необратимости происходящих событий.
Определение «италийские» в отношении чернорубашечников выбрано не случайно. Произведение ярко отразило горечь автора, вызванную историческими параллелями со страшным прошлым великого города. Некоторые неточности, допущенные поэтом – лежащий Моисей (в действительности он изваян сидящим) – не отменяют удивительной образной силы стихотворения и степени его воздействия на читателей.
Источник
Рим («Где лягушки фонтанов, расквакавшись. «)
РИМ
Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят, —
Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
В плоскоступьи над желтой водой, —
Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов —
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков, —
Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наемники,
Италийские чернорубашечники,
Мертвых цезарей злые щенки.
Все твои, Микель Анджело, сироты,
Облеченные в камень и стыд, —
Ночь, сырая от слез, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит, —
Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.
И морщинистых лестниц уступки —
В площадь льющихся лестничных рек, —
Чтоб звучали шаги, как поступки,
Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.
Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.
Примечания
Рим (с. 249). — ВП-II, с. 65 — 66, с разночт. в ст. 7: «Древность легкая, летняя, пагубная», ст. 22: «легкоплечий Давид». В СССР — ЛГр-67, с. 72, с разночт. в ст. 7: «Древность летняя, легкая», ст. 8: «С хищным взглядом», ст. 12: «в безобразном наросте» и ст. 34: «И раскрыты». БП, № 215 (ст. 7 как в ЛГр-67). В памяти Н. Я. Мандельштам — вариант ст. 11 — 12:
Печ. по списку Н. Я. Мандельштам (AM).
«. О. М. говорил, что это стихотворение пошло по ложному и простейшему пути — его удовлетворяли в нем только первые четырнадцать строчек. Он быстро вспомнил, что Моисей не лежит, а сидит, но менять не захотел» (НМ-III, с. 246).
Лягушки фонтанов. — Имеются в виду фонтаны в Санта-Мария делле Грацие в Милане (в Риме — знаменитые фонтаны с черепахами).
Мост ненарушенный Ангела — мост св. Ангела через Тибр в Риме.
Михелъ Анджело. — См. коммент. к ст-нию «Я должен жить, хотя я дважды умер. ».
Ночь, Давид и Моисей — статуи работы Микеланджело (Давид находится во Флоренции). Подтекст упоминания «сырой от слез» Ночи — скорбное четверостишие самого Микеланджело, переведенное Тютчевым, где от лица Ночи говорится:
Медленный Рим-человек. — Ср. ст-ние «Пусть имена цветущих городов. ».
Ямы Форума заново вырыты. — По-видимому, имеются в виду раскопки на Форуме.
Ирод. — См. коммент. к ст. -нию «Соломинка».
Диктатора-выродка // Подбородок тяжелый. — Имеется в виду Б. Муссолини (1883 — 1945), фашистский диктатор Италии с 1922 г.
Источник
Рим (Где лягушки фонтанов, расквакавшись — Мандельштам)
← Может быть, это точка безумия… | Рим (Где лягушки фонтанов, расквакавшись…) ⧼written by⧽ Осип Эмильевич Мандельштам | Чтоб, приятель и ветра и капель… → |
Из Воронежских тетрадей, 1937. См. также Стихотворения. |
Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
5 Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят, —
Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
10 В плоскоступьи над желтой водой, —
Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов —
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков, —
15 Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наёмники,
Италийские чернорубашечники,
Мёртвых цезарей злые щенки.
Все твои, Микель Анджело, сироты,
20 Облечённые в камень и стыд, —
Ночь, сырая от слёз, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит, —
25 Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.
И морщинистых лестниц уступки —
В площадь льющихся лестничных рек, —
Чтоб звучали шаги, как поступки,
30 Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.
Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
35 И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.
Источник
Рим — Осип Мандельштам
Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят,—
Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
В плоскоступье над желтой водой,—
Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов,
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков,—
Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наемники,
Италийские чернорубашечники,
Мертвых цезарей злые щенки…
Все твои, Микель Анджело, сироты,
Облеченные в камень и стыд,—
Ночь, сырая от слез, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит,—
Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.
И морщинистых лестниц уступки —
В площадь льющихся лестничных рек,—
Чтоб звучали шаги, как поступки,
Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.
Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста стихотворения «Рим» и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Стих: Осип Мандельштам — Где лягушки фонтанов, расквакавшись.
Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят,
Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
В плоскоступьи над желтой водой,
Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов —
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков,—
Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наемники,
Италийские чернорубашечники,
Мертвых цезарей злые щенки.
Все твои, Микель Анджело, сироты,
Облеченные в камень и стыд,—
Ночь, сырая от слез, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит,—
Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.
И морщинистых лестниц уступки —
В площадь льющихся лестничных рек,—
Чтоб звучали шаги, как поступки,
Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.
Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.
Другие стихи автора:
Где ночь бросает.
Где ночь бросает якоря В глухих созвездьях Зодиака, Сухие листья октября, Глухие вскормлен.
Где связанный и пригвожденный стон.
Где связанный и пригвожденный стон? Где Прометей — скалы подспорье и пособье? А коршун где.
Источник