Самсон фонтан история создания фонтана

Хроника великого возвращения. Как возрождали фонтан «Самсон»

14 сентября 1947 года в Петергофе впервые после завершения Великой Отечественной войны был пущен возрождённый фонтан «Самсон». Казалось, украшение фонтанной группы и один из главных символов города, бесследно пропавший в годы немецкой оккупации, как и Янтарная комната, был потерян навсегда. Но всего через два года после окончания войны герой, побеждающий льва, снова засиял во главе скульптурной группы. Историю легендарного возвращения предлагает вспомнить Лайф.

Фото: © РИА Новости/ Вадим Жернов

— Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойдённое по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезён. Вся система фонтанов приведена в негодность. Петергоф превращён в пепел. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов, — так описывал Петергоф в январе 1944 года один из корреспондентов ЛенТАСС (статья «На пепелищах Петергофа») сразу после того, как в освобождённый город вошли советские бойцы.

До начала войны из блистательного пригорода Петербурга удалось эвакуировать около 14 тысяч музейных предметов: часть из них хранилась в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала, часть — и вовсе за пределами Ленинграда. Но большой пласт культурного наследия так и остался в осаждённом городе. Некоторые мраморные статуи музейным работникам удалось укрыть в ящиках и закопать на территории Нижнего парка, бронзовые скульптуры и вазы покоились в тоннеле Большого каскада.

Не успели спрятать самые тяжёлые и большие статуи Тритонов, Неву, Волхова Большого каскада, Тритона из Оранжерейного садика, четырёх мальчиков-тритонов на Марлинском участке, а также венец фонтанной группы — самого «Самсона, раздирающего пасть льва». Уже позже все они окажутся пропавшими без вести: «Самсон» официально признают утратой Петергофа. Утратой, которая всего за два года возродится буквально из небытия.

История создания фонтанного комплекса насчитывает годы кропотливой работы. И если Петергоф в целом является детищем Петра I, то знаменитый фонтанный комплекс — плоды трудов его последователей. Фигуру Самсона, выполненную по модели скульптора Растрелли, установили едва ли не самой последней во всём скульптурном убранстве Большого каскада в 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что и дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Фото: © commons.wikimedia.org

«> Но существует и легенда, что «Самсон» якобы был сооружён гораздо раньше, ещё при Екатерине I в 1725 году. Будто бы именно она, едва став императрицей, задумала увековечить великую битву в аллегорических символах — фигурах Самсона, библейского героя, символизирующего Россию, и льва, который как часть шведского герба олицетворял побеждённого противника.

Чтобы получить столб воды максимальной высоты, от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырёх километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

Автором первой композиции был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружён по идее русского архитектора Михаила Земцова. Первоначальный Самсон разительно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Герой был изображён с бородой и с развевающимся плащом, а скульптура — выполнена из свинца. Но прожить первенцу удалось, увы, недолго. Со временем из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась. В 1802 году героя отлили в бронзе. Автором новой скульптуры стал русский мастер классицизма Михаил Козловский. В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы. Второй Самсон лишился плаща и теперь действительно больше напоминал древнегреческого богатыря. В таком облике герой встретил 22 июня 1941 года…

После вывоза наиболее ценных экспонатов работники музеев самоотверженно старались укрыть оставшиеся в дворцовых комплексах произведения искусства. Однако и тогда многие из них отказывались верить, что немецкие войска подойдут к Ленинграду настолько близко. Дворцы в спешном порядке готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками.

Последняя отметка в служебных бумагах, касавшихся эвакуации, была сделана 22 сентября 1941 года в 20:00 — в день, когда немцы вошли в Петергоф. Лишь спустя 2,5 года — 19 января 1944-го — в город войдут уже наши войска. В практически дотла выжженном парке солдаты увидят лишь руины Большого дворца и так и не найдут Самсона.

По основной версии, скульптуру разрезали на части и отправили в Германию. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, так как на немецких фотографиях 1941—1942 годов они всё ещё присутствуют. Такой же печальной участи удостоились статуи Волхова, Невы, тритонов. Всего, по данным дирекции ГМЗ «Петергоф», за период боевых действий оккупации было утрачено 454 предмета.

Смириться с утратой Самсона не мог ни один ленинградец. Работы по возрождению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города. Одной из первых пепелище и разруху увидела Марина Тихомирова, послевоенный главный хранитель музея. На протяжении всей блокады она вместе с другими работниками пригородных музеев сохраняла петергофские экспонаты, укрытые в Исаакиевском соборе. В своих воспоминаниях в книге «Памятники. Люди. События» она рассказывала, как впервые приехала в освобождённый город на военном грузовике вместе с сапёрами.

Читайте также:  Склады по продаже бассейнов

«Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли — дымящиеся развалины, Монплезир превращён в дот, полуразрушен, изуродован, почти уничтожен. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь. « (из писем М.А. Тихомировой матери).

Одновременно с военными к работе приступили и музейные работники — искали то, что ещё можно восстановить. Но работали в окопах, оставшихся от в прошлом прекрасного парка, и простые ленинградцы, и жители Петергофа. Целые группы студентов регулярно приезжали на субботники. Нижний парк, облик которого ещё был далёк от первоначального, впервые был открыт для посетителей летом 1945 года.

Тогда же перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача — восстановить Самсона и всю утраченную скульптурную группу. Работу поручили скульптору Василию Симонову (дедушке бессменного ведущего программы «Умницы и умники», писателя и философа Юрия Вяземского-Симонова и актрисы Евгении Симоновой) и его помощнику Михайлову. Работа осложнялась тем, что никаких чертежей и эскизов не сохранилось. Мастерам пришлось восстанавливать статую, используя имевшиеся фотографии Самсона и других работ Козловского.

Волхова, Неву и тритонов восстанавливали другие ленинградские скульпторы. Всего мастера буквально возродили заново четыре монументальные статуи, 29 барельефов и более сотни декоративных деталей.

14 сентября 1947 года богатырь снова вернулся на место. Кадры, запечатлевшие, как Самсона провозят по Невскому проспекту в сторону Петродворца, стали отдельным национальным достоянием. Пуск восстановленного фонтана «Самсон» в Петродворце. 14.09.1947. Фото: © РИА Новости

‘> Почти повторить легендарный путь богатырю пришлось более чем через полвека — в 2010 году скульптуры Большого каскада Петергофа отправили на реставрацию. Чтобы золото как можно больше не смывалось водой, монументы покрыли двойным слоем сусального золота (на восстановление позолоты скульптурной композиции ушёл почти килограмм драгоценного металла), а также специальным особо прочным лаком. Фото: © L!FE/Александр Гальперин

«> В апреле 2011-го, почти так же, как и в 1947 году, отбыв из мастерских на Васильевском острове, минуя Дворцовую площадь, Невский, Адмиралтейский, Вознесенский, Старо-Петергофский проспекты, Санкт-Петербургское шоссе, фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» снова прибыл на законное место. Сегодня посмотреть на легенду, возрождённую из небытия, ежегодно приезжают миллионы человек.

Источник

Интересные факты о фонтане Самсона в Петергофе

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» является одной из культурных и исторических достопримечательностей современного Петербурга. Расположенный в нижней части Петергофа, данный монумент является самым большим фонтаном, высота струи которого превышает 20 метров.

Об этом уникальном монументе известно множество фактов:

1. История создания фонтана Самсона в Петергофе начинается во времена правления императора Петра Первого, именно он решил увековечить победу Российского государства над шведами под Полтавой в 1709 году. Изначально памятник должен был представлять собой гигантскую статую Геракла, побеждающего гидру в смертельном бою, однако, в силу определённых обстоятельств, данная статуя так и не была создана.

2. В 1835 году идея создания фонтана «Самсон, разрывающий пасть льву» пришла племяннице Петра Первого – Анне Иоановне. В связи с тем, что победоносная битва между русскими и шведами произошла 27 июня в день почитания Римского священнослужителя и лекаря Сампсония, именно его постамент и должен был стать украшением Петергофа. На роль животного, которому герой разрывает пасть, был избран именно лев, потому что его образ украшает шведский флаг, таким образом, российские архитекторы символизировали великую победу России над шведами.

3. Изначально статую вылили из олова, а Библейский праведник был представлен с бородой и в плаще, однако, со временем олово стало сильно деформироваться, и было принято решение заменить его на бронзу. Кроме того, статуя самого Самсона была полностью изменена, вместо скромного священника, перед жителями и гостями северной столицы предстал полностью обнажённый рыцарь, отчаянно сражающийся с диким хищником.

4. Постамент окружают восемь небольших фонтанов, представленных в виде дельфинов, и четыре огромных львиных головы, олицетворяющие север, юг, запад и восток.

5. В годы Великой Отечественной Войны фонтан Самсона был похищен немецкими войсками с целью переплавки и использования металла на военные нужды.

6. После окончания Второй Мировой, легендарный постамент вновь восстановили и воздвигли среди иных фонтанов Петергофа, а спустя 9 лет прикрепили к статуе 8 маленьких дельфинов-фонтанчиков.

7. Удивительный фонтан является самым большим из 150 фонтанов Большого Каскада, а струя воды, исходящая из львиной пасти достигает 21 метра.

Источник

А «Самсон»-то не настоящий!

Создатель современной скульптуры легендарного фонтана рассказал, как и что было

Этот материал готовился к 14 сентября 2017 года, к 70-летию самого знаменитого из петергофских фонтанов – Самсона. Для авторской рубрики «Короткие встречи Владимира Желтова» в газете Пермского края «Звезда». (Почему «к 70-летию», станет понятно из текста.) Внимательный читатель, ознакомившийся с моим материалом о Георгии Жженове «Современный кинематограф развращает женщин», знает: газетой владеют люди, которые в отличие от Остапа Бендера не чтут уголовный кодекс, что в нашей стране в наше время, к сожалению, даже не уголовно не наказуемо.

В общем, материал опубликован не был – был положен мной в долгий ящик, где и пролежал до сегодняшнего дня.

Сегодня в эфире «Эхо Москвы» выступала генеральный директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Елена Яковлевна сказала, что в связи с пандемией 25 апреля пуск фонтанов не состоится – он переносится на 9 мая, на День Победы. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне готовится праздничная программа «От Петергофа сохранилось только небо». Сейчас в это трудно поверить, но блокадная муза Ольга Берггольц была недалека от истины…

Четыре десятилетия назад моя неласковая судьба преподнесла мне подарок, дивиденды от которого я по глупости своей извлек невеликие, и все же…

Читайте также:  Бассейн реутов ашхабадская 14

Фонтан «Самсон» (полное название: «Самсон, раздирающий пасть льва») — визитная карточка государственного музея-заповедника «Петергоф». Это фонтан-памятник. Памятник победе русской армии в Северной войне. И был он установлен в честь 25-й годовщины Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня (8 июля) 1709 года — в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русской армии. Поверженный лев символизирует побежденную Швецию и ее молодого короля Карла ХII. Да и императора Петра I еще при жизни с подачи епископа Русской Православной Церкви и государственного деятеля Феофана Прокоповича сравнивали с библейским богатырем Самсоном, первый подвиг которого заключался в победе над разъяренным львом.

Для искусства XVIII века было характерно использование аллегорий (иносказания), и Бартоломео Карло Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной.

Средств на грандиозный фонтанный комплекс, возводимый у Большого дворца, не жалели. «Самсон» является центральной фигурой Большого каскада, включающего в себя еще 60 фонтанов. Чтобы обеспечить достаточный напор воды в центральном фонтане «Самсон» и позволить струе из пасти льва бить на высоту более 20 метров, был сооружен деревянный трубопровод, длина которого составляла 4 километра.

«Самсон» был отлит из свинца, и в силу природных свойств этого металла со временем деформировался. В 1802 году свинцового «Самсона» заменили бронзовым. Скульптур Михаил Козловский сохранил первоначальный идейный замысел и композицию фонтанной группы, но, по сути, создал оригинальное произведение — он изобразил Самсона обнаженным, и тот стал похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла.

Во время Великой Отечественной войны, с сентября 1941-го по январь 1944-го, Петергоф находился на оккупированной врагом территории, и дворцово-парковому комплексу, казалось, был нанесен невосполнимый урон: дворцы были либо взорваны, либо сожжены, музеи разграблены, фонтанная система выведена из строя… Утрачен был и оригинальный «Самсон». Тот памятник-фонтан, который вот уже больше семи десятилетий не перестает удивлять и радовать посетителей Нижнего парка, создан скульптором Василием Симоновым «с помощником» (так сказано в Википедии) Николаем Михайловым.

«За работу не возьму ни копейки»

О скульпторе Николае Михайлове я узнал 11 сентября 1981 года из публикации в газете «Вечерний Ленинград». Статья Светланы Моторовой называлась «О доблести, о подвигах, о славе», и речь в ней шла о том, что Михайлов создает портретную галерею героев Великой Отечественной.

Я работал заместителем директора ленинградского ПТУ№105, по моей инициативе и, как говорится, при моем непосредственном участии в училище создавался Музей 20 Гвардейского истребительного авиационного полка. Если мне не изменяет память, десять летчиков полка удостоились звания Героя Советского Союза. Один из них – Алексей Хлобыстов совершил три воздушных тарана, причем, два в одном бою. Прочитав о Михайлове, я решил попросить скульптора изготовить для нашего будущего музея бюст Хлобыстова.

Уговаривать Николая Васильевича не пришлось. Он сказал, что за работу не возьмет ни копейки, просил только найти рублей 50 «на гипс и на отливку». (Чтобы представить, сколь велика сумма, скажу: мой оклад составлял 160 рублей, на руки я получал что-то около 142-х.)

В статье, с которой для меня началось знакомство с Николаем Михайловым, как бы между делом было упомянуто, что он «несколько лет» работал «вместе с известным мастером резца В.Л. Симоновым» над «новым вариантом фигуры Самсона».

Разумеется, мне очень хотелось попросить Николая Васильевича рассказать об этой его работе, но корреспондент «Вечерки» предупредила: Михайлов не любит касаться «этой темы», поскольку чувствует себя обиженным; не только журналистам, но и петергофским экскурсоводам ничего не говорит его имя; всегда и везде «только Симонов, один Симонов».

Во время наших с коллегой и главным моим помощником во всех моих начинаниях Владимиром Гонровым нечастых посещений мастерской на Кузнецовской улице, Николай Васильевич был приветлив, доброжелателен и, как казалось мне тогда, излишне откровенен.

Помню, как за чаем он, родившийся в год начала Первой русской революции в семье сестрорецкого рабочего, вспоминал о дружбе с детьми другого сестрорецкого рабочего Николая Александровича Емельянова – того самого, что летом 1917-го скрывал от преследования Временного правительства Владимира Ильича Ленина. Естественно, Михайлов знал и нам рассказывал, что в шалаше на берегу озера Разлив вождю мирового пролетариата компанию составлял другой пламенный революционер, позже ставший жертвой сталинского террора, Григорий Евсеевич Зиновьев.

Мы с Володей об этом уже знали — от Александра Николаевича Емельянова, с которым встречались в Разливе в том же 1981 году. Но для большинства советских граждан эта страничка биографии полностью открыта была только в годы перестройки. Что не делает чести ни отечественным политикам, ни отечественным историкам

«Точных обмеров «Самсона» не существовало»

11 апреля 1983 года Михайлов позвонил в училище:

— Бюст Хлобыстова готов, можете забрать хоть завтра.

И вот только во время этого визита в мастерскую я попросил Михайлова рассказать о «Самсоне». К нашему с Гонровым большому удивлению, Николай Васильевич охотно согласился. К сожалению, рассказ его я смог записать только, вернувшись домой, по памяти, и в чем-то могу быть не точен. Михайлов подарил нам с Володей копии фотографии, опубликованной в какой-то книге: по Ленинграду везут «Самсона». Я попросил подписать – Николай Васильевич отказался:

— Не могу. Моя роль в этом деле маленькая.

Той копии фотографии у меня нет; вероятно, после моего увольнения осталась в училище. А запись рассказа сохранилась.

— Фашисты, захватив Петергоф, «Самсона» вначале увезли в Гатчину, а оттуда уже в Германию. В конце войны и сразу по ее окончании были предприняты поиски «Самсона», но положительных результатов они не дали. Возможно, скульптура была аккуратно или неаккуратно разобрана (у Козловского она состояла из пяти частей), и когда-нибудь еще найдется. А может быть, ее просто разломали. Чего деликатничать, если все равно отправлять на переплавку. Бронза для военной промышленности — ценнейший материал.

Читайте также:  Бассейны для детей крылатское

В 46-м решили фонтан «Самсон» воссоздать. Поручили это дело Василию Симонову. Почему именно ему, не берусь говорить, не помню. Вероятно, потому, что он был опытнейший скульптор-монументалист, и старейший – Василий Львович еще до Первой Мировой войны в конкурсе на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода взял первую премию. Симонов был профессором и деканом скульптурного факультета в «Мухе» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. – В.Ж. ).

Василий Львович решил не просто скопировать скульптурную группу, но и попытаться передать авторский почерк Козловского, чтобы новый «Самсон» получился как можно «достовернее». Были подняты архивные документы. Не поверите, но точных обмеров «Самсона» не существовало. Были известны только его высота и вес. Через газеты обратились к ленинградцам с просьбой принести, привезти, прислать у кого что есть – открытки, фотографии. Вскоре в мастерской Симонова – она находилась на улице Герцена ( Большая Морская улица. ВЖ. ), в здании ЛОСХА ( Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. ВЖ. ), — образовались горы из почтовых открыток, фотокарточек, в большинстве своем не особо качественных, и, к сожалению, не добавляющих необходимых знаний. Не было снимков, на которых «Самсон» можно было бы рассмотреть со всех сторон и подетально. Василий Львович отобрал штук двадцать фотографий, сделанных с разных точек, но не с одинакового от «Самсона» удаления, и путем математических расчетов определял те или иные параметры.

Симонов выполнил модель высотой в один метр. Для того, чтобы увеличить скульптуру до натуральных размеров и объема и выполнить в разных материалах, в глине и гипсе, привлекли меня. Василий Львович продолжил доработку, проработку деталей. Работали мы с ним по 15 часов в сутки.

Отливали «Самсон» на заводе «Монументскульптура» под нашим, Симонова и моим, наблюдением. Для заводчан заказ оказался не только почетным, но и срочным. Традиционно пуск петергофских фонтанов, как вы знаете, проводится в мае. В 1947 году его назначили на 14 сентября. Литейщикам и другим специалистам приходилось работать сверхурочно, а то и сутками.

Параметры выдержали точно: высота — 3 метра 24 сантиметра, вес — 5 тонн. Единственное несоответствие, которое было допущено: теперь скульптурная группа состояла не из пяти, а из четырнадцати частей. Трудное послевоенное время — решили сэкономить на дорогостоящем материале. Но расчеты показали, что, если отлить стенки тоньше, чем они были у Козловского, мощная струя воды может смять и изуродовать бронзовую руку Самсона.

Работу закончили в последних числах августа. Доставку «Самсона» в Петергоф – тогда уже Петродворец — назначили на 31-е число. Собирались сделать все по-тихому, по-рабочему. Но на заводе посчитали иначе: «Вы что?! Это же событие для города!» Заводчане настояли и на том, чтобы «Самсона» перевозили, не лежа, как предполагалось, а стоя.

Установили его на специальную платформу и повезли. Был теплый солнечный день. Везли не по окраинным улицам, как хотели сначала, а через центр города: по Лиговскому проспекту, по Невскому, по улице Герцена — мимо ЛОСХа, где мастерская Симонова. Но широкого оповещения ленинградцев о предстоящем событии почему-то не было. Для многих появление из-за какого-нибудь поворота сверкающего золотом гигантского богатыря было настоящим чудом. Люди кричали «ура», аплодировали. Военные и постовые милиционеры, нарушая все уставы, отдавали честь ветхозаветному герою. У ног Самсона на платформе сидел старенький, растроганный до слез Василий Львович Симонов.

«Самсона» должны были доставить в парк, как я уже сказал, лежащим на боку, а потом поднять и установить на пьедестал. Именно к таким действиям и была подготовлена вся грузоподъемная техника. По ходу дела пришлось менять технологию монтажа. К тому же, внутрь фигуры предстояло еще вставить какую-то трубу. Вдруг выяснилось, что габариты взрослого человека сделать это не позволяют. В толпе нашелся какой-то шустрый пацаненок, вручили ему трубку, объяснили, что и как нужно сделать. Мальчишка нырнул под пьедестал. Толпа замерла. Послышался скрежет. И – тишина! Нет мальчишки! Мы не на шутку заволновались. Но тут лев, которому Самсон раздирает пасть, заплакал жалобно, как ребенок. Плач доносился из его пасти. Рабочие бросились спасать мальчонку. Вытащили, конечно, его, и он, испуганный, весь в слезах, объяснил, что трубку вставил, куда следует, а обратно никак не мог выбраться. Зареванный пацан скрылся в толпе, и никому в голову не пришло его остановить, спросить хотя бы, как зовут. Помните у Твардовского в «Рассказе танкиста»: «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить»?

Был еще один тревожный момент – уже во время торжественного открытия фонтана, 14 сентября. Когда дали воду, вначале ударила мощная струя мокрого песка, и «Самсон» вдруг задрожал. Мне, да и не только мне, стало не по себе: выдержат ли сварочные швы?! Выдержали!

Я где-то читал, что на открытии «Самсона» собралось 50 тысяч человек. Были и почетный караул, и оркестр. И хотя за спиной у Самсона стоял весь в руинах Большой петергофский дворец, народ ликовал!

В конце декабря 2010 года фонтан «Самсон» был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуру покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака. 16 апреля 2011 года петербуржцы и гости Северной столицы смогли стать свидетелями уникального исторического зрелища – «Самсон» «прошествовал» по городу тем же путем, что и в 1947 году, чтобы занять свое место на пьедестале в Нижнем парке ГМЗ «Петергоф».

Источник

Оцените статью