Как обработать янтарь в домашних условиях. Способы обработки янтаря в домашних условиях

Статья рассказывает о том, как почистить янтарь в домашних условиях. Ведь даже солнечный камень нуждается в периодическом обновлении. Чтобы теплые цвета меда и лета всегда оставались привлекательными, драгоценностям надо устраивать очистительные ванны и купать под душем. Существуют и другие рецепты для освежения окаменевшей ископаемой смолы, которую древние греки называли электроном. Уход за украшениями с янтарем предполагает полировку и применение специальных средств.

Смываем пыль

Считается правильным хранить украшения из янтаря отдельно от других камней в темном сухом месте. Но если кольцо или кулон долгое время не вынимаются из шкатулки, они перестают быть привлекательными. Кажется, будто потеряна связь камня с солнцем, поэтому он стал тусклым и перестал сиять.

Пыль покрывшая янтарь в ожерелье, кольце или серьгах легко смоется под душем. После просушки на воздухе при комнатной температуре блеск вернется. Усилить действие водной процедуры можно с помощью освежающей ванночки.

При этом вода наливается в чашку и тужа же опускаются кубики льда (2-3 штуки). Украшение замачивается на 6-7 часов. Затем надо промакнуть чистой тканью и досушить на воздухе или использовать фен со слабым нагревом струи. Однако способ замачивания годится только для янтаря, где в качестве оправы используются нержавеющие металлы.

Солнце вредит солнечному камню

Поясним, как ухаживать за янтарем, чтобы камень сохранял красоту и солнечное сияние. Первое, что требуется, это определить место для хранения. В подготовленной шкатулке лучше не содержать еще и другие украшения, особенно с острыми краями в оправах или гранях.

Янтарь – мягкий камень, который чутко реагирует на абразивные материалы. Малейшее прикосновение твердых бриллиантов или других прочных минералов оставит на его поверхности неизгладимые следы.

Держите шкатулку подальше от отопительных приборов. Высокие температуры (50-90 градусов), как и слишком низкие (ниже 0 градусов), отрицательно действуют на янтарь. При высоких он деформируется, а при низких становится хрупким.

Запрещенные для чистки средства

Учитывая мягкость янтаря, обращаться с ним надо аккуратно. Это касается и хранения, и ухода, и чистки камня. Обращаем внимание на запреты:

  • нельзя чистить янтарь с помощью ультразвуковых технологий;
  • запрещено использовать химикаты, которые действуют агрессивно на поверхность украшений;
  • не рекомендуется применять для протирания спирт и спиртосодержащие жидкости;
  • не подходят к использованию в уходе за янтарем средства для чистки металлических поверхностей;
  • нельзя применять парогенератор;
  • не стоит применять щетки с жесткой щетиной и, конечно, абразивные вещества.

Отполировать янтарь помогут только мягкие ткани. Труднодоступные отверстия и другие места надо обрабатывать с помощью ватных тампонов или кисточек с натуральной щетиной.

Обработка янтаря спиртом не допустима, ведь после протирания образуется налет белого цвета, который сложно убрать. С духами надо обращаться осторожно. Даже капля, попавшая на камень, изменит его цвет.

Используем мыло и зубной порошок

Для более тщательного купания янтаря рекомендуется использовать жидкое мыло. Несколько капель добавляют в подготовленную емкость с водой. Обычно хорошо подходит фарфоровая или стеклянная тарелка (глубокая или полупорционная). Такой объем полностью покроет любое изделие – бусы, кольцо, браслет.

Вместо жидкого мыла для очищения янтаря можно использовать натертое на терке кусковое хозяйственное (1 столовая ложка стружек на 1 л воды). Можно просто намылить руки и смыть пенку несколько раз в чашке. Опустив украшение в мыльный раствор осторожно пальцами мойте каждый камень или бусинку. Для обтирания используйте мягкую тряпочку, губку или зубную щетку, которая слегка отполирует изделие.

В заключение ополосните водой из-под крана и просушите тканью или описанными выше способами. Последний аккорд – натрите каждый камень оливковым маслом.

Для сухой чистки янтаря в домашних условиях можно использовать зубной порошок. С помощью мягкой щеточки его наносят на янтарь и растирают до блеска каждый камень. Ни в коем случае нельзя применять зубную пасту, которая своей консистенцией забивает царапины, выделяя их сильнее, чем они есть на самом деле. В дальнейшем эти места станут зелеными.

Полировка бархатом

Как очистить янтарь от пыли, теперь понятно, но как вернуть камню красоту, если причина увядания вовсе не в пыли. В этом случае поможет полировка. В простых случаях, когда на камне нет повреждений, ее делают дома самостоятельно.

Для этого используют фланелевую ткань или бархотку. Камень протирается движениями по кругу. Постепенно он восстановит свой первоначальный цвет и начнет снова блестеть. Обычно этим способом обрабатывают вставки в кольца, кулоны, или серьги.

После чистки протрите драгоценность оливковым маслом. Но следите, чтобы его не было в избытке. Зайдя в трещинки, маслянистый продукт притянет дополнительную грязь.

Полировка вручную не слишком подходит для ухода за бусами. Быстро почистить большое количество мелких камней не удастся. Может потребоваться несколько часов. Ниже расскажем, как обработать янтарь, собранный в бусы.

Солевые ванны

Чтобы не возиться с протиранием каждого камня в бусах, воспользуйтесь солевой ванной. Приготовьте чашку, налейте в нее воды и добавьте соль (на 1 л примерно 1 ст. ложка без верха). Подогревать жидкость не надо, кристаллы соли и без того хорошо и быстро растворятся.

Украшение (только с оправой из нержавеющего металла) помещают на 6-8 часов в емкость с солевым раствором. Затем очищенные камни просушиваются на воздухе и смазываются маслом из оливок. Полировка янтаря в этом случае выполняется шерстяной тканью.

Описанная обработка янтаря не даст желаемого результата, если на нем обозначились трещинки или другие дефекты. В таком случае лучше воспользоваться услугами мастерской и отдать камень для обновления ювелиру.

Парафин и нашатырь

Вернуть блеск камням поможет парафин. Однако его требуется смешать с зубным порошком.

Можно натереть парафин на терке, а после стружку перемешать с зубным порошком. Получится домашнее средство для обработки бусинок. При использовании этих же ингредиентов вторым способом предполагается плотный кусок материи натереть сначала парафином, а потом туда же насыпать порошок.

Любой из методов хорошо очищает и осуществляет полирование поверхности. Особенно, если это камень уже обработанный под кабошон.

О том, как чистить янтарь в бусах, мы упоминали выше. Есть и другие способы, которые используются при очень сильных загрязнениях. Незаменим в этом случае раствор аммиака (нашатырь). Несколько капель добавляют в стакан с водой и помещают в жидкость браслет или бусы. Чтобы украшения снова засияли янтарными лучами достаточно 10-15 минут.

Этапы обработки янтаря

Если вы нашли янтарь на берегу моря и хотите обработать самостоятельно, дадим несколько рекомендаций. Для начала надо отпилить тонкий ломтик и посмотреть на просвет, чтобы определить, как он смотрится в готовом изделии. Как бы ни шлифовала камень рука мастера, более гладкими всегда будут прозрачные экземпляры. Мутноватые минералы покажут волнистую фактуру. Затем следуют этапы:

  • обдирка корки-патины крупной шкуркой или напильником;
  • придание нужной формы;
  • выравнивание поверхности с помощью шкурки со средними зернами;
  • шлифовка самой мелкой шкуркой;
  • полировка тканью.

Обратите внимание, что шкурку при работе следует намочить, как и камень. Поэтому подбирайте материалы, которые устойчивы к воде.

Полирующие составы

Для полировки янтаря подойдут мягкие ткани – войлок, фетр, фланель. Можно применить и мягкую кожу. При использовании электроточила шлифовальные круги выбираются тоже из мягких материалов.

Каждый из нас знает, что такой материал, как янтарь, представляет собой затвердевшую ископаемую смолу, которая является натуральной. За счет того, что янтарь выступает достаточно мягким материалом, он очень быстро подвергается возникновению всевозможных царапин, загрязнений и помутнений. Для того чтобы привести изделие из янтаря в первоначальный внешний вид, необходимо знать, как правильно чистить его, и как правильно обрабатывать янтарь самостоятельно в домашних условиях.

История возникновения янтаря и его особенности

Янтарь выступает тем материалом, который принадлежит к группе тех самоцветов, с которыми впервые познакомилось человечество. Если рассматривать время его первого возникновения, то первые образцы янтаря были получены примерно 60 миллионов лет назад, когда первобытные люди нашли небольшие окаменевшие кусочки смолы. Ранее использовали янтарь для создания амулетов, ювелирных украшений и всевозможных предметов культа, которые помогали человечеству избавиться от болезней, сглазов и порч. На сегодняшний день янтарь широко используется для создания не только украшений, но и всевозможных интерьерных элементов. Что же касается непосредственного места нахождения этого материала, то встретить его можно в любом регионе, но в огромном количестве янтарь получают непосредственно на территории Балтийского моря. Именно поэтому его и называют, как «золото Севера».

Свое удивительное название этот материал получил за счет своих уникальных декоративных свойств. Этот материал на сегодняшний день насчитывает больше, чем 200 разнообразных расцветок. В цветовой палитре такого камня, как янтарь, можно встретить следующие цвета: медовый, золотисто-желтый, коричневатый. Очень редко можно встретить даже образцы белого, красного, сине-зеленого и черного янтаря. За счет пузырьков воздуха, которые попадают в смолу, янтарь приобретает мутный цвет, а небольшие капельки воды позволяют получить молочные разводы на камне. На сегодняшний день большим спросом пользуются абсолютно все варианты янтаря.

Необходимые инструменты для работы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Естественно, у многих людей очень часто возникает вопрос, возможно ли самостоятельно в домашних условиях осуществить обработку этого материала и какие инструменты для этого вам потребуются.

За счет того, что сам по себе янтарь – это достаточно мягкий материал, обрабатывать его следует крайне осторожно. Благодаря такому свойству, как чрезмерная мягкость, никакие редчайшие приспособления не потребуются. Поэтому к основным инструментам, которые помогут отделать янтарь, относятся:

  • пилочка, предназначенная для резки по металлу;
  • для сверления небольших дырочек в камне потребуется достаточно тонкое сверло;
  • лобзик и наждачная бумага;
  • напильники, которые имеют разное сечение;
  • войлок;
  • паста гой.

Как только вы соберете все необходимые инструменты, можно переходить непосредственно к обработке янтаря.

Приступаем к обработке янтаря

В том случае, если у вас имеется янтарь и необходимые инструменты, вы можете осуществить отделку янтаря, к которой относятся следующие этапы:

  • обдирка;
  • раскройка;
  • формовка;
  • шлифовка;
  • полировка.

Перед тем, как приступать непосредственно к отделке этого материала, займитесь его детальным изучением. Вначале вы должны отобрать только самые прозрачные камни. Если вы желаете посмотреть, как будет выглядеть янтарь в процессе работы, с его разных сторон обрежьте малые кусочки. Как только отшлифуете их, посмотрите на них на свет. Мутные камни будут иметь достаточно неровную структуру, а вот гладкие камни можно получить из прозрачных вариантов. Как только вы определитесь с тем, для каких целей вы желаете обрабатывать янтарь и какой именно, можно будет приступать к выполнению данной работы.

1 этап – осуществляем обдирку камня

Чтобы осуществить процесс обдирки янтаря вам необходимо взять такие инструменты, как крупная наждачная шкурка, напильник или же обыкновенное точило. За счет того, что осуществляется процесс выветривания, на поверхности этого материала появляется так называемая корка-патина, которую и необходимо снять. Это один из самых первых этапов, который необходимо осуществить в процессе обработки данного камня.

Если вы желаете осуществить процесс обдирки как можно качественнее, желательно начинать его именно с прозрачной стороны. Ту янтарную пыль, которую вы получите в процессе обдирки этого материала, не выбрасывайте. По истечении определенного промежутка времени у вас получиться собрать достаточное количество янтарной пыли, из которой в последующем можно создать специальный лак.

Заготовке, которую вы получили, нужно придать некой формы. Поэтому именно после полировки янтаря вы переходите к процессу формовки янтаря. Используя все те же инструменты, на этом этапе вы должны придать материалу формы, которую вы желаете получить. Если же вы желаете получить достаточно мелкие пластины, то в данном случае вам придется осуществить такое действие, как раскрой. Для его реализации вам придется:

  • обернуть приготовленную заготовку в ткань;
  • поместить заготовку между тисками и хорошо зажать ее;
  • используя ножовку или же лобзик, осуществите распиливание янтаря на 1/5 часть от толщины;
  • после этого переверните камень и произведите это действие еще раз.

Для того чтобы на янтаре не появилось никаких расколов, необходимо осуществлять распиливание постепенно и не спеша.

2 этап – шлифовка и процесс выравнивания

Несмотря на то, что янтарь уже прошел несколько этапов обработки, он все еще остается достаточно грубым. Поэтому перед тем, как осуществить его шлифовку, необходимо его выровнять. Для реализации данного процесса наилучшим материалом может стать шкура средней зернистости. В зависимости от того, какую форму имеет камень, непосредственно сам процесс выравнивания будет проходить совершенно по-разному. В том случае, если вам необходимо выровнять гладкую пластинку, то класть ее необходимо непосредственно под саму шкурку. Если же края изделия круглые, то при выравнивании янтарь желательно вовсе держать в руках. При этом следите за тем, что как только вы начинаете работать со шкуркой, все движения должны быть мягкими, без нажима и достаточно плавными.

На следующем этапе после осуществления процесса выравнивания переходят к шлифовке янтаря. Для этого этапа следует осуществлять точно такие же действия, что производятся в процессе выравнивания, но при этом меняется только сама шкурка. Необходимо чтобы она была мелкозернистой. Обратите внимание на то, что постепенное уменьшение зернистости положительно сказывается на качестве отшлифованного камня. Осуществляя шлифовку, сам камень и шкурка должны быть слегка влажноватыми.

3 этап – полировка камня

Для придания янтарю уже окончательно и завершенного внешнего вида необходимо в домашних условиях осуществить полировку камня. Реализовывать этот процесс следует только в ручном режиме с применением таких материалов, как фланель, фетр, войлок или же кожа. В том случае, если у вас имеется электроточило, то можно использовать и его. Главное следить за тем, чтобы его круги должны быть достаточно мягкими. Осуществляя полировку, обратите внимание на то, что вам потребуется в домашних условиях и дополнительное средство, к которому можно отнести парафин, пасту ГОИ, масло или даже обыкновенный мел.

Производиться процесс полировки только аккуратными круговыми движениями. В том случае, если для данного действия вы используете электроточило, то следите за тем, чтобы количество оборотов было минимальным. Как можно аккуратнее давите на камень, чтобы янтарь не был испорчен. Обратите внимание на то, что в процессе полировки необходимо изредка охлаждать камень в воде. Для того чтобы точно определить тот период, когда можно заканчивать полировку, необходимо посмотреть на янтарь. Если в камне будет присутствовать так называемый зеркальный эффект, то полировку можно смело заканчивать. После этого обработанный янтарь вставляется в изделие или же направляется в необходимое место.

Как видите, процесс обработки этого камня в домашних условиях достаточно простой и не требует от людей знания каких-либо особых навыков и наличия соответствующих умений.

Обработка янтаря

Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.

Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.

Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.

Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.

Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.

Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.

Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.

Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.

Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.

В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.

В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.

В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.

В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.

Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.

Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.

Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.

Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.

Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.

Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.

При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.

Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.

Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.

Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.

Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.

Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.

Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.

Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.

Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были

Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Где находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора

Глава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Добыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Виды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Лечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Обработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Обработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Художественной обработке янтаря предшествует целый ряд специальных подготовительных операций.

Сначала на обогатительных предприятиях янтарь отмывают и сортируют. Вид у него довольно невзрачный, камень покрыт коричневой окисленной корочкой.

В таком состоянии янтарь попадает в подразделения массового производства, где с него снимают корочку, т. е. обдирают одну из поверхностей, полируют ее и смотрят, что из себя представляет раскрывшийся материал.

В специальном раскроечном отделении ящики с намытым и просушенным янтарем стоят у столов работниц, которые специальным ножом с искривленным лезвием снимают с янтаря окисленную корочку и придают куску янтаря форму одного из будущих изделий.

Затем обработка янтаря проходит в залах камнерезного отделения, в котором обрабатывается не только натуральный, но и плавленный янтарь. Из него получают около 500 видов изделий.

Заготовки будущих изделий представляют собой грубо обработанные куски природного янтаря. На абразивном станке им придается нужная форма. Эта операция называется обдиркой или грубой шлифовкой.

Тонкую, окончательную шлифовку янтаря производят на шлифовальных кругах с мелкозернистой абразивной бумагой или фетром и войлоком.

Полируют на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.

После полировки янтарь оживает, играют его мельчайшие оттенки, вызывая различные зрительные образы и картины – краски золотой осени, золотистые стволы сосен, бушуещее море с пенистыми полосками прибоя и иные фантастичные картины, созданные природой.

Одно из самых больших подразделений янтарного предприятия занимается изготовлением бус - самым востребованным товаром. В камнерезном отделении производятся разные по форме бусины: круглые, граненые – до 64 граней, удлиненные, декоративные и другие.

Художниками разработано более двухсот моделей янтарных бус, разных по цвету, размерам, порядком расположения бусин, огранкой.

Если нужно получить круглые бусины, то их полируют, через просверленные отверстия нанизывают на нитку – и изделие уже готово.

Получение граненых бус требует дополнительной обработки бусин. Грани постепенно наносят на вращающуюся бусину с помощью стальной, заточенной с конца палочки. С каждым поворотом вращающаяся бусина теряет круглые очертания, на ней появляются все новые и новые грани. Граненую бусину полируют быстрыми прикосновениями мягкого войлока вращающегося круга. После этого она становится блестящей и загорается мягким, теплым, солнечным светом. Контур декоративных бусин подчинен естественным формам куска янтаря. Такие бусины никогда не бывают симметричными.

При сборке бус горят лампы искусственного света, а окна зашторены, так как янтарь лучше смотрится при искусственном освещении . Каждая бусинка вспыхивает живым теплым светом. Так рождаются янтарные бусы, полюбившиеся многим людям в разных странах по всему миру.

К каждому куску янтаря настоящий мастер относится трепетно, откывая окно в удивительный мир творений живой природы.

Пластические возможности янтаря очень разнообразны.

Порой достаточно всего лишь немного подчеркнуть резцом мотив – игру красок, линий, уже созданных природой, и кусок янтаря превращается в красивейшее изделие

Художники стараются использовать удивительную способность янтаря сочетаться с серебром, золотом, слоновой костью, черным деревом, эмалью и драгоценными камнями , изготавливая из него броши, перстни, серьги, колье, браслеты, запонки, пояса и другие прекраснейшие изделия.

У одних художников металл выступает как равноценный партнер, у других – янтарь играет ведущую роль, а металл – лишь второстепенную.

Некоторые художники предпочитают ажурную оправу, так называемую филигрань, зернь (шарики металла меньше булавочной головки), кольчужное плетение, оксидированное серебро. Для других важнее чеканка, черненение, окаливание, блестящая полировка, гравировка, эмалирование.

Главная особенность художественного направления обработки камня – соединение декоративных достоинств солнечного камня с традициями русского ювелирного искусства.

Металл и янтарь

Понимание гармонии металла с янтарем пришло не сразу, так довольно долгое время раньше считалось, что янтарь с драгоценными металлами не сочетается . Металл не подчеркнет мягкие тона янтаря в изделии, а затмит его своим блеском. В подобных утверждениях была своя доля истины.

Тем не менее художественный поиск соединения драгоценного металла с янтарем привел к большому успеху . Например, если благородному металлу придать своеобразную ажурную форму – филигрань, то металл уже не подавит своим блеском янтарь, а наоборот - подчеркнет природную красоту игристого камня.

Искусство филиграни на Русь пришло из восточных стран и приобрело здесь новый оттенок. Не каждый янтарь подходит к золоту и серебру: не гармонируют с драгоценными металлами малопривлекательные непрозрачные камни, а прозрачные и с красноватым оттенком янтари, содержащие радужные блестки, прекрасно сочетаются с драгоценным металлом.

Каление

В природе такие янтари встречаются не так часто, зато в лабораторных условиях можно не только просветлить матово-желтые янтари, но и получить искристые блестки.

Процесс осветления янтаря называется калением. При калении изделие покрывается красной корочкой, а внутри его возникают искрящиеся трещинки, которые расходятся веером, напоминая рыбью чешую. Такие трещинки называют золотыми лучами. Осветленный таким образом янтарь с оставленной снизу и с боков прокаленной корочкой имеет красивый вишневый цвет.

Каленый янтарь, оправленный золотом, оказался очень красив: металл не соперничал и не угнетал камень, а отдавал ему часть своей красоты. Замечательное сочетание.

Янтари с включениями

Янтари с природными включениями особенно ценятся мастерами. Такими включеями могут быть пузырьки воздуха, хвоя, листочки растений, кора дерева, капельки воды, мушки и т. д. Художники умело используют внутреннее строение камня, виртуозно сочетая его с оправой в металле.

Разнообразие природных форм янтаря, сочетание прозрачности и блеска с богатством рисунка и цветовой гаммы давали множество возможностей для применения камня. Необходимо было находить специальные способы крепления для вспомогательных деталей новых изделий. Такими способами крепления стали булавки, оправы, заколки, зажимы и т. д. Особенно характерна свободная подвеска на шиповых закрепах, когда шип-проволочка с загнутым колечком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Крепление выгодно подчеркивает выразительность и красоту янтаря. То же самое относится и к оправам со вставкой из янтаря.

Одной из форм янтарных вставок является обкатка мелких кусочков янтаря в специально вращающихся барабанах. После обработки такие кусочки называют окатышами. Полученнные таким образом полированные цветные янтари неопределенных форм позволяют создавать красивые ожерелья, бусы и иные украшения, восхищая людей разных стран ювелирной тонкостью работы.

Пару месяцев назад мне удалось побывать в самом янтарном крае России, и мира, как утверждает википедия. Наверное вы догадались, что это Калининградская область, где залежи янтаря в составляют не менее 90 % от мировых. Саму добычу мне не удалось увидеть, но вот как обрабатывают янтарь в небольшой мастерской, мне удалось запечатлеть, заодно узнал несколько фактов, о которых вы наверное точно не знали. Считается также, что русское слово "янтарь" заимствовано из литовского, так как литовские племена обычно проживали у янтарных берегов, а русские - очень редко. В других странах янтарь называют по разному, на Сицилии "симетитом", в Румынии - "румэнит", Мьянме - "бирмит". На древнегреческом "янтарь" звучит как "электрон". Ещё в древней Греции естествоиспытателями проводились эксперименты - куски янтаря тёрли шерстью, после чего те начинали притягивать к себе мелкие предметы. В древние времена за небольшое украшение из янтаря можно было купить раба (эх, были времена), а позже в средневековье, этот минерал наделяли чудодейственными свойствами - якобы он лечил от многих болезней. Сейчас знатоки различают около двухсот восьмидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного». Пока я вам рассказываю про янтарь, управляющий цехом по обработке янтаря открывает большой железный сундук с сокровищами.
Но что мы здесь видим? Несколько мешков и тазик с камушками не презентабельного вида.
Это совсем не похоже на тот янтарь, что я себе представлял. Однако не будем торопиться с выводами. Это самый настоящий янтарь. В цех он приходит в различных фракциях. От такого "щебня", который стоит 600р. за кг.
До таких камушков, которые стоят значительно дороже, потому что из них можно сделать более крупные, интересные изделия.
А такие куски янтаря стоят до 20 тыс.р. за кг. Не маленькие такие булыжники. Кстати, куски янтаря весом более 1 кг приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже, такой указ выпустило правительство в конце 90-х годов. Вот так.
В этой комнате, где хранится сырье и обработанный янтарь, под неусыпным взором охранника производится взвешивание и расфасовка минерала.
Работа скучная и монотонная.
Янтарь распределяют по цвету, размеру и прочим параметрам.
Кто скажет, что из этого можно сделать украшение? Однако же делают.
Управляющий открывает шкаф с готовой продукцией. Хотя я должен был показать вам результат обработки в конце репортажа, придется сделать это сейчас.
Обработанный "щебень" выглядит как леденец.
А вот этот полуфабрикат сделан путем прессовки янтаря, из которого никак не могло получится чего-то толкового, однако выбросить тоже нельзя. Ни одна частичка этой драгоценной смолы не пропадет даром
Обломки и крошки янтаря засыпают в эти формы, который кладут в специальный пресс. Он под давлением и температурой плавит их.
В результате чего получается пластина с шариками. Их потом отделяют, обрабатывают. Стоят они конечно в разы меньше, чем настоящий янтарь.
Их потом еще ждет шлифовка и полировка, однако они не будут сверкать как шарики снизу. Проверьте кстати бабушкины янтарные украшения у вас дома, кто знает, может недобросовестный продавец впарил вам "прессовку" взамен настоящего янтаря.
А это настоящие, отплированные янтарные шарики.
На них можно смотреть бесконечно долго, они чудо как хороши. Мне бы один такой в детстве, в мою сокровищницу бесполезных фиговин.
Шарики помельче. В них позже будут просверлены дырки и сделаны браслеты, ожерелья и прочие украшения.
Из кусков побольше будут сделаны кулоны. Каких только цветов янтаря тут нет. Взял в руки кусок побольше, вес мало ощущается, минерал кажется легким.
Попадаются среди сырья и такие уникальные экземпляры с насекомыми внутри, которые называются инклюзами. Инклюзы – частицы флоры и фауны, попавшие в древнюю смолу и застывшие на миллионы лет. Самые распространенные включения – частицы членистоногих и растений, очень редко встречаются позвоночные и млекопитающие. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого янтаря. При большом желании и огромных деньгах можно взять такой инклюз и построить себе небольшой юрский парк).
А теперь наконец узнаем, как делают шарики из янтаря. Для этого из сырья нарезаются кубики.
Которые вручную гранятся на шлифовальных станках до такого состояния.
После чего шарики опять обрабатываются на станке со специальными шлифовальными кругами.
Шарик крутится, поливается водой и становится более круглым, чем раньше.
Не обработанные шарики.
И готовые.
После обработки янтарь попадает на галтовку. Весьма интересный процесс. Здесь в виброгалтовочном барабане с наполнителями из абразива он подвергается обработке, необходимой, для обеспечения товарного вида.
Попросту говоря, шарики и прочие кусочки янтаря разного размера трутся с абразивом в воде с моющим средством в течении некоторого времени, точно не помню сколько.
Тут два таких барабана, функция у обоих одинаковая - вибрировать и вращаться.
После шлифовки в галтовочном барабане, шарики и кусочки янтаря перебирают, проверяют.

Затем дополнительно обрабатывают при необходимости и делают в янтаре отверстия.

В самом цехе висит янтарная пыль, при долгой работе с ним без респиратора наверное трудно дышать, однако некоторые работники были без него, привыкли наверное.
А это кстати, тот самый пресс, в котором плавят не кондиционный янтарь.
И напоследок готовые изделия из янтаря.
За эти бусы в прежние времена можно было купить парочку молодых рабынь).
И янтарь необычного черного цвета.
На этом все, спасибо, что дочитали до конца!