Когда я был младенцем то по младенчески. Апостол павел о любви и браке

Апостол Павел не входил в число Двенадцати апостолов. Так случилось, что человек, который в юности участвовал в преследовании христиан, стал одним из величайших учителей Христианства.

Как известно из книги Деяний, на пути в Дамаск он неожиданно услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Его привели в Дамаск, и там он был исцелен христианином Ананием и крестился.

Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания апостола Павла составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Павел – еврей средиземноморской диаспоры, родился в Тарсе, главном городе Киликии. Год рождения 5 – 10. Еврейское имя Павла – Савл.

Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. Павел обладал статусом римского гражданина, что говорит о высоком статусе его семьи. Он изучал Тору.

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии в 67 – 68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан‑Паоло‑фуори‑ле‑Мура.

Все слышали слова о любви, которая не превозносится, не ищет своего, все терпит… Это слова о любви как о христианской добродетели. Они написаны апостолом Павлом в 1‑м Послании к Коринфянам, глава 13:

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.

2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. Не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

10. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11. Когда я был младенцем, то по‑младенчески говорил, по‑младенчески мыслил, по‑младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Уверена, что многие слышали о том, что в Библии написано, что мужья должны любить своих жен как часть своего тела. Об этом написано апостолом Павлом в 5 главе Послания к Ефесянам:

22. Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

23. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела;

24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25.Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26. Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова;

27. Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‑либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Свт. Григорий Нисский

Егда бых младенец, яко младенец глаголах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая ; не потому что в мужа входит другая душа, кроме умопредставляемой в отроке, и отвергается младенческое разумение, а появляется мужское, но потому, что та же душа, в младенце несовершенная, в муже оказывается совершенной.

Об устроении человека.

Свт. Иоанн Златоуст

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Свт. Климент Александрийский

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Эти слова апостола означают его жизнь согласно закону [Моисея], когда он, уже не как простец, но еще как безумец преследовал [Церковь Божию], рассуждая по-младенчески , и говоря по-младенчески , он нечестиво поступал против Логоса.

…Он подразумевает здесь не несовершенный возраст и вообще не определенный период времени, а также и не высшее таинственное учение, предназначенное для мужей… но под младенцами он понимает тех, кто подчинен закону, кто, подобно детям, страшится пугала, а под мужами он разумеет повинующихся Логосу - тех, кто имеет полную свободу.

Педагог.

Свт. Феофан Затворник

Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях; егда же бых муж, отвергох младенческая

«Сказав, что когда придет совершенное знание, тогда знание отчасти престанет, теперь в пояснение этого приводит пример, которым вместе показывает и то, коль велико расстояние нынешнего знания от тогдашнего. Ныне мы по познанию подобны младенцам, а тогда станем мужами. Яко младенец глаголах , это сказал, намекая на дар языков; яко младенец мудрствовах , намекая на дар пророчества; яко младенец смышлях – на дар знания. Словами же: егда бых муж, отвергох младенческая, дает разуметь, что в будущем веке будем иметь знание, столь же совершеннейшее пред нынешним, сколько совершеннее знание мужа пред знанием младенца; тогда упразднится это младенческому подобное знание, которое мы имеем теперь» (Феофилакт). «Ибо по достижении совершенного возраста украшающиеся сметливостию и благоразумием не имеют нужды в отроческом знании. Итак, Апостол в настоящей жизни данное нам знание уподобил знанию детей, ожидаемое же в жизни будущей – знанию совершенных мужей, научая, опять, этим не высоко думать о своем знании тех, которые рассекали Церковь из-за знания» (Феодорит). Когда говорит: отвергох , то внушает, что из теперешних воззрений, и самых премудрых, едва ли что останется в будущем веке. И земля, и небо будут новы; новы условия существования и взаимных отношений. Все явится в другом виде, в другом смысле и понимаемо будет. Имеющее быть в будущем веке предсказывается нам посредством уподоблений. Как уподобления берутся из вещей сего века, а он престанет то такие уподобления ничего в настоящем виде и не дают разуметь, а только гадания возбуждают. Это вслед за сим и говорит Апостол.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое (ст. 11). Разве мы теперь забавляемся детскими игрушками и забавами? Мы это всё оставили.

Теперь настало время, когда открылось перед нами истинное и совершенное, и тогда то, чем мы гордились в жизни прежней, - все наши знания, вся мудрость - представляются нам как детские игры, как детские забавы.

Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Прп. Ефрем Сирин

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Как детские помышления твои упразднились пред тем знанием, какое теперь имеешь ты, - так должно уничтожиться наше теперешнее знание пред тем знанием, которое мы стяжаем в будущем.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Сказанное богомудрым Павлом: яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах , - написано им о житии по закону, во время которого, говоря, яко младенец, хранил он данный младенцам закон и, мудрствуя, яко младенец, гнал Евангельское учение, защищая законное. Егда же , - говорит он, - бых муж, отвергох младенческая , и закона не отметая, и оглашая Евангельским словом.

Письма. Книга I.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Когда я был младенцем

Сказав, что с пришествием совершенного то, что отчасти , упразднится, в то же время представляет и пример, которым объясняет, как велико различие между знанием настоящим и будущим. Ибо ныне мы подобны младенцам, а тогда будем мужами.

То по-младенчески говорил

Это соответствует языкам.

По-младенчески мыслил

Это соответствует пророчествам.

По-младенчески рассуждал

Это соответствует знанию.

А как стал мужем, то оставил младенческое

То есть в будущем веке я буду иметь знание более зрелое; тогда малое и младенческое знание, какое мы здесь имеем, упразднится. Затем продолжает.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Это он говорит о том, что выходящие святыми из этого мира с необходимостью найдут то, о чем думают сейчас, ибо, как сказал святой апостол Иоанн Богослов о Спасителе: когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть (1 Ин. 3:2) . В мире этом мы младенцы по сравнению с будущей жизнью, ибо как несовершенна эта жизнь, так несовершенно и ее знание.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Ап. разъясняет путем сравнения, почему несовершенное должно уступить место совершенному. Как растет человек, так возрастает и Церковь. Там и здесь одинаково действует закон развития и превращения. Как скоро развиваются способности к более высокой форме деятельности, прежнее само собою отпадает. В выражениях: говорил, мыслил и рассуждал Ап. делает намеки на три, упомянутые выше дара - дар языков (говорил), дар пророчества (мыслил - точнее: чувствовал, стремился (φρονει̃ν) и дар знания (рассуждал). Дар языков уподобляется первому лепетанью младенца, который выражает этим свою радость, какую внушает ему ощущение того, что он живет. Дар пророчества, которое устремляется взором к далекому будущему, соответствует пламенному стремлению отрока, который мечтает о будущем, как о поре радости и счастья. Наконец дар познания, который стремится познать божественную истину, соответствует наивным представлениям ребенка о внешнем мире. - Оставил младенческое . Как юноша с некоторою гордостью отрекается от своих детских воззрений, так с чувством внутреннего удовлетворения зрелый человек отрекается от грез своего детства и юности, чтобы осуществлять задачу своей жизни, какую он для себя поставил. Также будут смотреть и христиане на духовные дарования, когда для них (христиан) наступит славная пора царствования со Христом.

"Когда я был младенцем, то по младенчески говорил,

по младенчески мыслил, по младенчески рассуждал, а как

стал мужем, то оставил младенческое"

– 1 Коринфянам 13:11.

Каждый мужчина, независимо от того, велик он или

зауряден, известен или забыт людьми, появляется на свет

болезненно и начинает созерцать мир глазами младенца.

Именно в эти первые младенческие годы он переживает

зарождение присущей ему мужественности.

На наше мужское развитие влияет то, с чем мы стал киваемся, будучи детьми, а наша мужественность оп ределяется поведением наших отцов и тех, с кем мы об щаемся. Дисфункции в зрелом возрасте также связаны с отсутствием или наличием мужчин, которые воспитыва ли нас в прошлом. Какие болезненные воспоминания дет ства не давали покоя молодому Малколму Эксу, Махатме Мужчина, будь свободен!

Ганди, Адольфу Гитлеру? Кто повлиял на жизни Марти на Лютера Кинга младшего и Авраама Линкольна?

Отсутствие отца может сформировать в нашем разу ме назойливый вопрос: "Неужели я сделал что то не так или же чего то не сделал, и поэтому он ушел?" С раннего возраста мы учимся искусству подавлять свои природные порывы и присущую нам чувствительность, пряча глубоко внутри наболевшие вопросы (на самом де ле нас так легко ранить). Столкнувшись с болью часто по вторяющейся в наш адрес фразы: "Заткнись! У меня нет времени слушать тебя", мы теперь боимся раскрыть на ши таланты и идеи, которые бьют ключом из пытливого разума.



Первым примером и образцом мужественности явля ются наши отцы. Печально, но это факт, что модель пове дения наших отцов произвела во многих из нас такие чер ты, как отрешенность, безответственность, замкнутость или даже склонность к насилию. Степень проявления на шей мужественности зависит от нашей самооценки, сек суальности, предпочтений, которые сформировались в детстве.

В разум каждого ребенка Бог вкладывает бесконеч ную любознательность. С возрастом многие дети стано вятся безразличными и невежественными, а остальные просто сдаются перед насмешками и физическим наказа нием. Большинство получает формальное образование, что окончательно убивает в них природную жажду к зна ниям.

Молодые умы никогда не перестают собирать новое посредством чувств и постоянно обрабатывают информа цию, которую воспринимают. Как вы думаете, что почув ствовали иудейские дети, когда Иисус обличил тех, кто отталкивал их от Него? Какие мысли пронеслись в их го ловах, когда они услышали слова: "Пустите детей при ходить ко Мне и не препятствуйте им..." (Марка Когда я был младенцем 10:14)? Сколько судеб изменилось в тот день благодаря Его нежным объятиям и безусловной любви?

Внутри каждого мужчины живет маленький ребенок.

Корни мужественности произрастают из детства, и многое из нашего с вами образа мышления начинается в наших детских переживаниях. Возможно, сейчас вы испытываете невольное отвращение от таких слов, как отец, папа, па почка, папуля: они напоминают вам об утрате и боли.

Если я что то рассказывал, моя мама внимательно меня слушала. Теперь я понимаю, что внимание матери подни мало ценность моего мнения по тому или иному вопросу.

Своим поведением она подчеркивала, что я что то значу.

То, как она внимательно и, главное, терпеливо выслушива ла меня, придавало моим мыслительным процессам высо кую самооценку, что заставляло меня поверить в важность моих выводов. Независимо от того, соглашалась она со мной или нет, меня восхищало уже то, что она просто слушала.

Когда Иисус был ребенком, Он говорил. Согласно Евангелию от Луки 2:46,47, Он зашел в храм и провел там пять дней, слушая и беседуя с известными учителями За кона. Это случилось тогда, когда Его еще с трудом можно было назвать юношей. В Библии написано, что эти теоло ги "...дивились разуму и ответам Его" (Луки 2:47). Если вы хотите узнать, что представляет собой человек, послу шайте, что он говорит, "...ибо от избытка сердца говорят уста его" (Луки 6:45). Иисус начал совершенствовать искусство самовыражения в раннем возрасте, поэтому что даже авторитетные учителя того времени слушали Его.

Вот это толчок для роста Его самооценки! И все таки что то есть в том, чтобы выражать свои мысли, что то провет ривающее разум и наводящее порядок на полочках наше го разума.

Мужчина, будь свободен!

Моя мать стимулировала развитие моего мышления посредством того, что всегда слушала меня. Ее внимание породило во мне уважение к собственному мнению и к се бе самому. Я уверен, в нашем мире, где взрослые всегда заняты, дети прекрасно понимают, что их не хотят выслушать. Не удивительно, что между поколениями назревает конфликт.

К сожалению, часто наши родители не прислушива лись к нам. Так же и мы не всегда выслушиваем своих де тей или друг друга. Таким образом, мы вырастили поко ление обозленной молодежи. Оно в свою очередь при несло скрытый гнев уже в свои семьи, в которых, как они убеждены, опять таки их никто не слушает. Этот всепо глощающий гнев привел к насилию, психическим заболе ваниям, извращениям и тотальному саморазрушению!

Самооценка и честность людей уничтожены, потому что на протяжении всей жизни им затыкали рот. Теперь они страдают подобно связанным узникам с кляпом во рту в темнице горечи и разочарования.

Будучи родителями, мы, пасторы и лидеры, часто превышаем свои полномочия – нам необходимо на учиться слушать! Проклинающие и даже допускающие грубость мужчины – это всего лишь мальчишки переро стки, которые испытывают приступы раздражения, по тому что не способны владеть собой. Они отчаиваются из за того, что "жизнь не слушает их!" "Когда я был младенцем, то по младенчески говорил..."

– 1 Коринфянам 13:11.

Всем нам нужна способность высказывать свои мыс ли и выражать свои чувства. Иисус сказал: "А исходящее из уст - из сердца исходит, и это оскверняет челове ка" (Матфея 15:18). Если и есть что то худшее, чем гнев, отчаяние, так это непроявленные эмоции! Гноящиеся ра Когда я был младенцем ны – самые опасные. Громыхающий вулкан является опасным предзнаменованием, мрачным предупреждени ем о приближающемся извержении, которое может за хлестнуть каждого, кто живет в его тени.

Многие мужчины теряют способность общаться еще в детстве. В юношеском возрасте мы постоянно слушаем, как нам "надлежит" поступать (а может, как удобно для кого то). "Просто посиди там, в углу, и веди себя тихо".

Теперь, будучи взрослыми, мы ощущаем прилив необуз данных страстей, неудовлетворенности и гнева, которые будоражат всю нашу внутренность, но говорить мы не мо жем. Не можем общаться. Готовые взорваться, мы не сме ем закричать! Нам слишком больно, чтобы смеяться.

Единственное чувство, которое нам можно выражать – это гнев! (Гнев стоит первым в списке эмоций, присущих мужскому полу.) Разгневанный ребенок, который берет молоток и раз бивает свою игрушку, скоро вырастет и женившись сведет в могилу свою жену. Часто причиной гнева является не способность высказать миру свои мысли. Для мужчины важно научиться выпускать пар по надлежащим каналам, потому что если этого не произойдет – все пойдет под от кос. И победителем станет обманщик всех мужских душ.

Мышление выполняет "пищеварительную" функцию в нашем разуме. Павел говорил, что когда он был младен цем, то по младенчески мыслил. Если, будучи взрослыми, мы все еще имеем примитивный или детский образ мыш ления, то принимаем нелепые решения. Детская "муд рость" может оказаться очень опасной – особенно для ду шевно раненого взрослого.

Так много детей из неполных семей однажды прихо дят к выводу, что в разводе матери и отца виноваты они, Мужчина, будь свободен!

тем самым пытаясь взять на себя ответственность за не правильное поведение, и сами же ранят себя детскими выводами. Перенося детское мировоззрение во взрос лую жизнь, мы тем самым навлекаем на себя большую беду.

Искаженные детские понятия и мыслительные про цессы могут возводить в вашем разуме твердыни о собст венной неполноценности. Плод такого мышления – жизнь, лишенная чувства безопасности. По сей день мы с вами все еще носим боль, причиненную нам колкими вы сказываниями других детей, которым было невдомек, что невинные насмешки могут стать смертоносными! Даже наша сексуальность обусловлена различными случаями из раннего детства. В фантазии зрелых мужчин вновь и вновь врываются картины извращения и насилия из дет ства. Они томятся в плену бесконечных кошмаров, гряз ных страстей и ненасытных похотей.

Часто мы строим вокруг нашей боли защитные стены из отвержения, лжи, различных иллюзий (подобно жем чужинам, которые являются всего лишь большими наро стами секреции, защищающей сердце устрицы от внеш них раздражителей), пока что нибудь не обнажит скры ваемую проблему. Однажды молот обстоятельств разо бьет это убежище, и все тайное откроется на всеобщее обозрение.

Наши нужды и предпочтения являются результатом переживаний и происшествий раннего детства – обнажен ное тело, тайком замеченное, когда кто то выходил из ван ной, нежное прикосновение, запрещенные ласки, чувство мимолетного наслаждения. Ностальгия, порождающая проблемы взрослых, возникает из воспоминаний тридца тилетней давности от чуть ощущаемого запаха духов, при косновения теплой плоти, нежного поглаживания шелко вистых волос. Независимо от того, приемлемо ли это для Тела Христова, большинство мужчин не могут расстаться Когда я был младенцем с воспоминаниями, которые проникли в их разум из детст ва, подобно тому, как дым проникает сквозь щели двери.

Сексуальность формируется в раннем возрасте, и ес ли в разум мужчины были заложены извращенные поня тия о сексе, то в зрелом возрасте у него будет неправиль ное отношение к противоположному полу и человеку как личности.

"По младенчески мыслил" – какое сильное утвержде ние! То, что естественно для ребенка, может быть смер тельным для мужчины. Костюм, но размером больше – и мужчина старше. У него больше волосяного покрова, более развитые бицепсы, он больше не младенец – он сам спосо бен плодить младенцев. Но, несмотря на его рост, телосло жение и силу, мышление ребенка делает его карликом.

"Приобретенная карликовость" – психологический термин, характеризующий детей, которые физически не развились (особенно в росте) из за того, что не имели над лежащего воспитания, общения и подвергались грубому обращению. Недостаток любви и ласки вызвал у них фи зические расстройства. Миллионы мужчин стали эмоциональными "карликами", ведь в детстве были ли шены теплоты и заботы.

У мужчин тоже есть "игрушки", которыми они пользу ются, чтобы скрыть свою боль и стыд. Они выставляют их напоказ и бьют в фанфары, чтобы обратить на себя внима ние.

Немногие жители нашей страны понимают, что прак тически нет никакой разницы между одетым в костюм бизнес класса чиновником, который заглядывает в забе галовку типа "У Джо", а потом полупьяный плетется до мой, и бомжом в грязных джинсах и рваной футболке, ко торый пьет просто из горла на углу улицы. Одна и та же зависимость. Разница обусловлена лишь экономической, социальной и культурной средой: один алкоголик всего лишь одет лучше, чем другой; кто то владеет яхтой, а Мужчина, будь свободен!

кто то играет баскетбольным мячом на площадке. Вполне возможно, что оба пытаются уйти от реальности с помо щью материальных вещей. Только один платит за них больше, чем другой, но в итоге никому из них не удается убежать от действительности.

В игрушках для взрослых нет ничего плохого, но нам стоит задуматься, с какой целью мы играем ими: чтобы самоутвердиться, удивить других или просто уйти от ре альности. Верно одно суждение относительно мужского пола: мы не слишком то отличаемся друг от друга. Не важно, какого мы рода племени, образованы мы или не грамотны – наши основные нужды остаются одними и теми же, а способность выражать себя зависит от количества "шариков в голове". И если у вас больше "шариков" – зна чит вы способны на большее.

Книга Притчей назидает нас советами мудрого отца, который пытается оградить своего сына от опасности то го, что "слишком много, слишком скоро". Жаль, что не все мы прочли эти слова вовремя. У нас не было достаточно терпеливого и мудрого отца, который защитил бы нас от боли. Нас погубили неумеренность и невоздержанность.

Наш разум опутан бесконечной спиралью необузданных эмоций (которых чересчур много) – они поглотили нас слишком рано, не позволив душе разрешить конфликты.

Вы не можете обладать силой мужчины, пока в вас есть сила мальчика. Кто то должен спасти детей, живу щих внутри нас, и детей, которых мы взращиваем! Они гибнут прямо у нас на глазах, убивая друг друга, а затем оказываясь в залах суда.

То, как мы провели свое детство, влияет на жизнь наших потомков: в среде подрастающего поколения пре ступления и убийства совершаются чаще, чем когда либо раньше. Апостол Павел предостерегал нас в послании к Ефесянам 6:4: "И вы, отцы, не раздражайте детей ва ших, но воспитывайте их в учении и наставлении Гос Когда я был младенцем поднем". Как же мы раздражали наших детей, что теперь они восстают на нас в гневе и жаждут нашей смерти?

За всю историю человечества мы никогда так не боя лись собственных детей! Взрослые мужчины с опаской проходят мимо кучки подростков, стоящих на улице. Мо лодежь стала настолько обозленной, что взрослые все рьез напуганы! Внуки убивают своих бабушек, вешая и поджигая их в подвале! Средства массовой информации сообщают о растущей жестокости среди подростков, при чем эти репортажи больше напоминают готические исто рии ужасов или кошмары из ада – так или иначе, но это происходит сегодня.

Мы сидим в своих удобных креслах и смотрим по телевизору, как тринадцатилетние мальчиш ки стоя перед судьей и присяжными, слушают приговор о пожизненном заключении, не проронив и слезинки. Заня тые собственной болью, мы вырастили монстров из собственных детей. Для этой чумы ожесточения не су ществует ни расовых, ни социальных границ. Дух гнева охватывает всех – от мальчиков из зажиточных семей в богемных районах Калифорнии до хулиганов из город ского гетто. Мы стали агрессивными, разочарованными и породили поколение, еще более обозленное, чем мы сами.

Нам была доверена огромная ответственность, при чем очень быстро. Мы довольно много повидали. Мы слишком много слышали. В нашей памяти запечатлелись картины с экранов телевизоров, похотливое сплетение развращенной плоти в самое эфирное время, и стоны, до носящиеся среди ночи из комнаты родителей. Мужские соблазны бросили вызов нашему детскому разуму.

Зачем травмировать ребенка растлением, оскорбле ниями или насилием в собственном доме?! Такое эмоцио нальное напряжение является источником ментальной Мужчина, будь свободен!

опухоли, которая разрушительно влияет на психологию подростка и остается с ним на всю жизнь! Многие парни пошли по стопам своих отцов, с головой уйдя в беспоря дочные интимные связи и полагая, что вполне естествен но определять свою мужественность частотой половых контактов. "А разве папа не так делал?" Наряду со многи ми другими непотребствами и способами убежать от ре альности, это – всего лишь наркотик, который принима ют, чтобы избавиться от постоянных мучений. Так можно спрятать симптомы, не исцеляя очаг боли.

Практически все проблемы общества еще больше "воспаляются" по причине вспышек гнева среди молоде жи. Из за обозленности молодежи неистовствует расизм.

Насилие процветает в школе и дома, в вечерних шоу по телевизору. Даже "политически корректное" феминисти ческое движение было смыто новой волной сексуальной революции, открыто эксплуатирующей вовлеченных в нее людей разных полов. Если мужчина в гневе, он ищет виноватых. Первый пример тому подал Адам, обвинив Еву в том, что она заставила его нарушить Божью запо ведь. Целое поколение оказалось заключенным в темнице ярости и разочарования, и кто то должен был взять вину на себя.

Современники этого поколения, глядя друг на друга, говорят: "Из за тебя я нахожусь в этой канаве!" Белые утверждают: "Черным достаются самые лучшие рабочие места, они просто выживают нас! Только потому, что я белый, я не могу получить работу. Нужно покончить с конструктивным бизнесом, – нам нужно избавиться от этих дурацких программ!" Черные же убеждены в об ратном: "Белые – главные виновники того, что мы не мо жем подыскать себе приличную работу. Из за них мы не можем заработать себе на жизнь, они всегда недолюбли вали нашу расу". Иммигранты тоже не отстают: "Не пра вы ни те, ни другие. Дело вот в чем…" Нет ни конца, ни Когда я был младенцем края бессмысленному детскому "процессу" перетягива ния одеяла.

Все мы вспыльчивы. Мы задеваем друг друга своими завистливыми и ребяческими перепалками. Целая нация обозлилась, потому что мы провоцируем гнев своих сыно вей. Разве ребенок может забыть сцену, когда мать в ис терике вытирала слезы, а отец швырнул стакан в телеви зор, при этом нецензурно выражаясь? Может, он чем то разозлил папу? Или мама расстроена из за того, что он не смог угодить папе? Конечно же, он мог что нибудь сде лать, чтобы все исправить… Кто может стереть из памяти стыд и отчаяние маль чика, который боялся ехать домой в школьном автобусе?

Спустя двадцать лет он все еще ощущает жестокие уда ры, проклятия и горящие ненавистью глаза его ровесни ков – чем же он заслужил такое обращение? Какими бы ни были причины, этот "мальчуган", имеющий теперь около 280 фунтов мышц, костей и сухожилий, не способен контролировать злобу, ненависть, охватывающие его при виде любого представителя той расы. Он только знает, что ему хочется давать сдачи снова и снова, пока гнев не остынет. Именно по этой причине он теперь находится в тюрьме.

Такие воспоминания и ощущения из детства никогда не покидают нас. (Они остаются с нами до конца нашей жизни, даже если меняются роли.) Мы растем, учимся их прятать, но маленький мальчик внутри нас все еще напу ган. Нам все еще страшно. Время от времени нас все еще подавляют и обижают. Ребенок внутри нас не хочет, что бы кто то знал о "тех" мыслях, но они часто всплывают наружу и создают проблемы.

Что побуждает сорокалетнего мужчину, лежащего в постели, признаться самому себе, что он нуждается в объятиях? Всю свою жизнь он был "источником объя тий".

И вдруг он поворачивается к своей жене со словами:

Мужчина, будь свободен!

"Просто обними меня". Когда мы не в силах скрывать боль, нас прибивает к земле неутешительный факт: вну три все еще живет мальчик, которому причинили страда ния. Мы не способны отрешиться от внутренних побуж дений. Что же принесет нам облегчение?

Общество, ты разрешишь мне быть таким, какой я есть, не оценивая по видимым чертам? Разве я обязан подстраиваться под тот образ, который ты создало для меня? Ты можешь принять тот факт, что я явля юсь совокупностью разных отклонений?

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 13, ст. 4-13; глава 14, ст. 1-5.

13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

13:5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

13:6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

13:7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

13:10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

14:3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1 Кор. 13, 4 – 14, 5)

Напомню, что 12-я, 13-я и 14-я главы посвящены рассуждениям апостола Павла о дарах духовных. Проблема была в том, что коринфяне считали себя особо одаренными, некоторые дары ставили выше других, тем самым у них появлялся повод для превозношения. Апостол Павел как обычно пытается их отрезвить. При чтении 12-й главы мы рассуждали о том, что Церковь – это Тело Христово и каждая ее часть, каждый член является важным, необходимым в этом теле. Соответственно, каждый человек напоен Духом, как и все остальные христиане, поэтому его роль в этом Теле, Церкви, уникальна, и нет смысла превозноситься. Наоборот, всегда нужно больше заботиться о том, кто требует заботы, и еще больше радоваться, если немощный член проявляет себя положительно. Самая главная мысль апостола Павла оказывается в 13-й главе. Сегодня мы начали читать 14-ю главу, которой речь будет идти о говорении на языках, это отдельная серьезная тема. Возможно, мы начнем ее сегодня, а может быть, поговорим в следующий раз, поскольку сегодня практически целиком читали 13-ю главу, известную многим людям, христианам и не только, которую часто цитируют в художественных текстах и даже фильмах. В библеистике, новозаветном богословии этот отрывок называется «гимном любви». Здесь апостол Павел говорит о том, что все духовные дары, какие бы ни были: знания, пророчества, говорение на языках и прочее – ничто, если они не пронизаны любовью.

Первые три стиха 13-й главы мы сегодня не читали, но я рекомендую рассмотреть их тоже сегодня. В них апостол Павел говорит, что чем бы он ни обладал: говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1), имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание (1 Кор. 13, 2) или раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (1 Кор. 13,3), если все это без любви, то ничего не значит. Вспомните практически ту же мысль в Послании к Римлянам: любовь есть исполнение закона. В субботу мы читали отрывок из 13-й главы Послания к Римлянам, с 1-го по 10-й стих, и особое внимание я обращал на 8-й, 9-й и 10-й стихи. Любовь не делает ближнему зла (Рим. 13, 10), любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Если человек живет в любви, если любовь Божия пребывает в нем, то что бы он ни делал, он не сделает ближнему зла, выполнит волю Божию, то есть закон. Если человек в любви, то исполнение воли Божьей становится естественной нормой его жизни, и наоборот. Сегодняшний текст говорит нам о том, что какой бы человек ни был внешне добродетельный, самоотверженный, даже готовый пойти на сожжение, раздать все свое имение, знающий все тайны, имеющий различные дарования, уважаемый в обществе и так далее – если он не имеет любви, не живет в любви, а все это только лишь внешняя форма, то никакой пользы не будет. Поэтому единственное, к чему призван стремиться христианин, – стяжанию Духа Святого, как говорил Серафим Саровский, то есть к любви Божией, ее энергии, которую христианин призван пропустить через себя. Для этого нужно открыть свое сердце, не делать препятствий между собой и Богом. Бог всегда идет навстречу человеку, а человек сопротивляется, поэтому нужно убрать это препятствие: очистить свое сознание, чтобы ум, как говорят наши аскеты-подвижники, опустился в сердце. Там, в сердце, человек встречается с Богом, познает Божественную любовь, впускает ее в себя и дальше распространяет на все остальное мироздание: людей и прочее творение – вот в чем на самом деле цель человека.

Дальше апостол Павел характеризует любовь. Конечно, здесь приведены характеристики, не исчерпывающие, но принципиальные и важные, которые говорят о том, что такое христианская любовь. Это не эмоции, не чувства, не восторг и не эйфория, а именно любовь, которая по-гречески звучит как αγάπη [агапи] (мы недавно это слово упоминали), то есть некая жизненная позиция. Она проявляет себя в действии, поступках, в стойкости, доброделании. Это действительно больше, чем просто что-то чувственное, мимолетное, преходящее, обусловленное лишь биологией или химией. Сейчас есть рассуждения, статьи, передачи на тему «Химия любви», где говорится, почему человек влюбляется, почему раздражается, делает еще что-то. Здесь же говорится о том, что любовь христианская – это что-то фундаментальное, это дар Духа Святого, поэтому просто так она никуда не испарится, как может испариться влюбленность или другие чувства.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...

Русский перевод не мыслит зла не совсем точно отражает смысл оригинала. Любовь не мыслит зла не в том плане, что не думает о зле, а в том, что не запоминает зло. Если кто-то обижает, то любящий человек это пропускает, это зло не задевает его сердце и не оставляет следа обиды; человек все равно пребывает в любви: обида не колеблет его любви.

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Все, о чем говорит апостол Павел в начале 13-й главы, пройдет, и знание этого мира, которым можно превозноситься, кичиться, надмеваться, будет бессмысленно. Мы увидим Бога «лицом к лицу» (как будет написано дальше), поэтому то знание упразднится, языки и пророчества там не будут иметь значения, а любовь всегда будет актуальна, потому что это суть Божественной энергии, Божественной природы. По большому счету главное проявление Бога, по крайней мере нам известное и открытое, – это любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов