Новая заря история создания. История фабрики новая заря

Салон-магазин располагается на первом этаже, Музей - на втором. Здесь экспонаты, которые накопились за полтора века. Ещё дополнил экспозицию Государственный исторический музей. Экспозиция музея состоит из двух небольших залов - первый посвящен искусству парфюмерии и его особенностям с XI - по XX веков, но есть и более древние раритеты; второй раскрывает историю фабрики "Новая Заря" с момента ее основания до наших дней.

Главный экспонат - это перчаточник! Именно благодаря простым разносчикам перчаток, у зажиточных граждан был свободный доступ к ароматам: кожаные вещи не всегда приятно пахли и дабы благородные носы не страдали, им продавали перчатки со всевозможными о дё колони - eau de cologne (фр) - иными словами одеколон (колониальная или кельнская вода).

В витринах стоят огромные - иногда почти в человеческий рост - флаконы, в которых и был разлит пресловутый одеколон именно для гигиенических целей: мыться-то особо не мылись, и даже сам Наполеон использовал по 30 галлонов за месяц чистоты ради. Да еще чума бубонная добавила свою лепту в дело о гигиене, и пришлось носить кожаные изделия в большом количестве: вот и лились ароматные реки одеколона.

Египетскому бальзамарию - древнейшему экспонату экспозиции- более 2000 лет. Средневековые ароматницы и курительницы, роскошные предметы туалета модников 16 - 18 веков (среди них подвязки мадам Помпадур, с вышитыми на них рекомендациями как пудриться).
В конце экспозиции зала №1 стоят перегонный аппарат для масел методом дистилляции; перегонка с паром (струя пара пропускается через сырье, нагреваемое в перегонном кубе).

Есть вещи и необычные.. Зрительские трубочки ХVIII в. Дамам было положено рыдать при просмотре пьес, где кипели страсти. Но выдать нужное количество слёз в нужное время могла не каждая. Поэтому зрительницы подносили к глазам трубочки - хрустальный флакончик с глазком-биноклем посередине и нюхательной солью внутри. Вдохнула резкий аромат и - слёзы льются с требуемой частотой.

Стенд с ароматами - именно здесь можно понюхать все то, о чем мы знаем: ландыш, имбирь, мускус, ладан, пачули... Огромное количество ароматических натуральных запахов, не продающихся ни в аптеках, ни в магазинах. В наш век, когда парфюмерная композиция на 70% состоит из ненатуральных ингредиентов, окунуться в мир настоящих запахов - дорогого стоит.

В зале №2 - история фабрики "Товарищества Брокар и К°", именно так "Новая Заря" называлась во времена своего основания. В 1864 году основана фабрика запахов потомственным знатоком ароматов из Франции Генрихом Брокаром, а после революции 1917г. фабрика была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5. Безликое название не прижилось, и в 1922 году по предложению главного парфюмера Августа Мишеля (работавшего на предприятии еще со времен Брокара) стала "Новой зарей".
Брокар первым стал делать рекламные наборы, куда входили маленькие образчики его продукции (те самые "пробники", в ХХ веке примут на вооружение парфюмеры всего мира). Судя по дивной красоте флаконов, Брокар работал с лучшими стекольщиками России и Европы.

Экскурсовода нет (всех экскурсоводов уволили недавно) грустно! - без них не так интересно, сейчас ведёт рассказ консультант по продажам (с 1-го этажа из магазина). Я с подругой были единственными в музее.

Экскурсия в Музей парфюмерии совершенно бесплатна! Ещё строго предупредили, что фото запрещены!! Публикую фото таблички на входе.

МУЗЕЙ: вт-сбб с 10 до 19, вск с 10 до 18, пнд - выходной.

МАГАЗИН: пнд-сбб с 10 до 20, вск с 10 до 19

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

В свое время основатель фабрики, ныне известной как «Новая Заря», сетовал на то, что отечественные духи не принято воспринимать всерьез – все гоняются за французскими. За прошедшие с тех пор полтора века ситуация изменилась мало. Впрочем, в свете сегодняшней рыночной обстановки «Новая Заря» выглядит привлекательней хотя бы потому, что поднимает цены не так стремительно, как западные коллеги. Прежней стоимость, конечно, не остается – все-таки фабрика тесно сотрудничает с французскими лабораториями и многое закупает у них.

Прежде чем «дегустировать» духи «Новой Зари», было бы интересно узнать о ее прошлом!

Брокар и Ко

История самой крупной парфюмерной фабрики России началась в 1864 году с… копеечного мыла.

Когда потомственный французский парфюмер Генрих Брокар открыл свою мыловарню в Москве, дела пошли не сразу. Поначалу мыло варили в бывшей конюшне, и помимо самого Брокара, в штате было всего два помощника. Прибыль была мизерной. Но однажды парфюмер (как считается, по подсказке жены) решил делать сувенирное мыло: один вид в форме зверюшек, другой с буквами, третий – в форме овощей. Отцы семейств с удовольствием везли такие гостинцы с ярмарки детям и женам.

Уже к началу 1970-х годов Брокар заработал достаточно, чтобы перейти к выпуску духов и одеколонов. В 1873 году он становится придворным поставщиком. Одеколоном «Цветочный» пахла вся Москва, в год выпускали по миллиону флакончиков. А за «Персидскую сирень» Брокар получил в Париже Золотую медаль, оставив позади французских коллег.

После смерти основателя империя перешла к его супруге Шарлотте, затем к сыну. В это время на фабрике трудился талантливый парфюмер Август Мишель, который придумал аромат «Любимый букет императрицы». Эти духи существуют уже больше века, только под другим именем. Догадываетесь, каким? Да, это именно «Красная Москва», самый знаменитый аромат «Новой Зари»!

Новая Заря

После революции фабрику «Брокар и Ко» национализировали, окрестив ее «Государственным мыловаренным заводом №5». Спустя три года неаппетитное название заменили на «Новую зарю».

Основой ассортимента была мыловаренная продукция, но с 1922 года вновь наладили выпуск парфюмерии. Отдавая дань «красной» тематике (духи «Октябрь», «Парижская коммуна»), парфюмеры слушали и голоса природы («Ландыш», «Дивная сирень», «Цикламен»), и шепот чувств («Любит, не любит», «Нинон»).

В СССР появился собственный шипровый аромат - одеколон «Шипр». Еще одна легенда - «Тройной». Производство «Любимого букета императрицы» наладили с 1925 года (конечно, теперь на флаконе было написано «Красная Москва»).

«Красный Мак» отметил первый юбилей Октябрьской революции, а к пушкинским дням вышли сразу три новинки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Пиковая Дама».

На любое значительное событие в истории страны фабрика откликалась свежими релизами. «Юбилейные» духи, «Щит и Меч», «Триумф» ознаменовали годовщину армии, а к первому космическому полету приурочили новый одеколон «Восток». Прослеживаются и театральная («Великая артистка», «Дебют», «Маска») и олимпийская темы («Олимпиец» и «Мишка»). Кому-то запали в душу «Огни Москвы», кому-то – «Вечер», кому-то «Вальс цветов»…

Nouvelle Etoile

Новым этапом стало сотрудничество с французскими лабораториями. В компании гордятся тем, что в создании некоторых ароматов участвовали парфюмеры Мишель Альмарак и Франсис Камай, а флаконы придумывал Тьерри де Башмакофф. Официальным российско-французское сотрудничество стало с 2004 года, тогда и появилась марка Nouvelle Etoile.

Среди самых популярных сегодня ароматов можно назвать:

  • «Злато скифов» - медовый, с травяными, яблочными, иланговыми полутонами;
  • Kuznetsky Most («Кузнецкий мост») – осенне-весенний, кремово-пудровый, с бархатной подбивкой. Часто сравнивают с Lancome Climat;

  • The Vert («Зеленый чай») – прохладный чайно-лимонный «напиток» на жаркие дни, - легкий, несладкий. «Новую зарю» часто упрекают в подражании западным бестселлерам, и на этот раз нельзя не вспомнить одноименный аромат «Элизабет Арден», который похож даже упаковкой. Но что из них лучше – ученик или учитель? – решать вам;
  • La Belle de Russie («Русская красавица»): сладковатый персиково-абрикосовый микс для холодных дней;
  • Follow Me Day «Следуй За Мной День» - женственный коктейль с розами и ирисами;
  • цитрусовый Eau Jeune многим кажется очень близким к тому, что продавался в 80-х;
  • цветочно-зеленый унисекс White Tea («Белый чай») с бергамотом и фрезией;
  • шипровый Tete-A-Tete, пришедший еще из советских времен;
  • Renommee (роза, яблоко, зелень).

А главное, после долгого перерыва вот уже несколько лет выходит «Красная Москва». Будет ли будущее «Новой Зари» таким же громким, как и ее прошлое? Время покажет.


А за окном, за окном красота новолунья.
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня -
Все ещё живы, все ещё живы.
Все, все…


Всё впереди, всё пока, всё пока накануне.
Двадцать рассветов осталось счастливых.
Год сорок первый, начало июня –
Все ещё живы, все ещё живы,
Все, все…



Стояли тёплые летние дни, воздух в Москве был напоён цветущей липой. В десятых классах начинались экзамены, кто-то собирался на отдых в Крым, с афиш смотрели Л.Утёсов и Л. Орлова… Ничто, кажется, не предвещало той огромной трагедии, которая начнётся вскоре, что на многих промышленных предприятиях, в том числе и в парфюмерной индустрии, наступит безмолвие. Казалось бы, зачем духи в это трагическое время, когда количество убитых, обездоленных неисчислимо. Однако духи советской эпохи в этот период скорби и утрат имели неожиданный патриотический пафос наравне с музыкой и поэзией тех лет.


Из Москвы и Ленинграда на Урал эвакуировали химические заводы, в том числе и «Сложные эфиры». Уже по льду Ладожского озера под артобстрелом вывезли всё оборудование завода «Ленаромат». Московские фабрики «Новая заря» и «Свобода» перешли на военное положение – мужчины ушли на фронт, женщины строили противотанковые заграждения. До парфюмерии ли?... На фабрике «Свобода» день и ночь производили мыло и зубной порошок для армии. Населению выдавалось всё по карточкам и в очень ограниченном количестве. Тогда кусочек мыла стал высокоценной вещью.



Фабрика «Новая заря» из оставшихся запасов этилового спирта производила одеколон для высшего офицерского состава. Для остальных это было недоступно ни по карточкам, ни за деньги. Этиловый спирт во время войны был стратегически важным продуктом. До войны его производили из пищевого сырья, а уже в первые годы войны огромные территории нашей страны, на которых выращивали до 38% зерновых и 87% сахарной свеклы, были оккупированы фашистами. А ведь спирт был очень нужен не только парфюмерии, но и медицине и фармацевтике. Поэтому для производства спирта использовали различную сельхозпродукцию Сибири, Алтая, Дальнего Востока.


Патриотический подъём возрастал с каждым днём, и не только на полях сражения или у заводских станков в тылу, но и в культурном пространстве советской жизни военного времени, что породило выдающиеся произведения музыки и поэзии. А духи «Красная Москва», «Жди меня» веяли своим ароматом над разорённой страной как символ служения парфюмерии человеческим чувствам:


В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…


Тематическое оглавление (За жизнь)

Что, ж будем вспоминать продукцию московской фабрики «Новая Заря». Начнем с того, что это ее советское название, а до революции она называлась по имени ее владельца Генриха Афанасьевича Брокара или Анри Брокара.
Фабрика была семейным предприятием. Хозяин – француз, женившейся на русской, и имевший знания и умения в области парфюмерии (он был из семьи парфюмеров), организовал новое производство. Фабрика производила продукцию не хуже французской и одна из первых в России начала использовать рекламные разнообразные технологии: мыло в подарок при покупке одеколона, симпатичные открыточки в придачу к покупке, бонусы, интересно убранные витрины и др. Но это – отдельная история.
Здесь речь пойдет о восприятии продукции «Новой Зари» женщинами в 80-х годах. Действительно, эти духи не ценились, по крайне мере, в Москве. Самыми известными из них были «Красная Москва». Они даже получили какой-то приз на международной выставке, но очень давно. Духи продавались в красивом флаконе с кисточкой и в красненькой коробочке с силуэтом кремлевской стены. Запах у них мне, например, не нравился, но они были стойкими. Вообще, стойкость духов зависит от количества собственной парфюмерной композиции, приходящейся на объем жидкости. Начиная с 80-х годов парфюмерной композиции все меньше, и не только у наших духов, но во всем мире.
Разве можно сравнивать тогдашние французские духи с сегодняшними? Те были очень стойкими. По 20 лет пах какой-нибудь надушенный платочек, который забыли в кармане старого платья, хранящегося на антресолях. Иногда их можно было купить в больших универмагах или специализированных магазинах, например, а ГУМе, «Подарках». Стоили французские духи примерно 25 руб., спекулянты продавали по 40. А, может, 35 и 50 – не помню уже. А «Красная Москва» стоили где-то около 5-ти-7-ми рублей.
Французские духи считались очень хорошим подарком, их дарили любимым женщинам, врачам, учителям, чиновникам, а «Красную Москву» можно было подарить бабушке.

В 70-х годах еще были популярны арабские духи, которые везли из Египта наши специалисты, работающие там на больших объектах. И в магазинах они продавались. Ах, «Нефертити»! Как они мне нравились! К сожалению, этих духов нынче не существует. Французы перекупили арабские бренды и уничтожили.
Польские духи продавались в фирменном магазине «Ванда». Котировалась «Пани Валевская» в синем длинном флаконе.
В крайнем случае, покупали духи «Дзинтерс» - латышские.
Так что «Новая заря» шла в рейтинге покупательских предпочтений на последнем месте.

Кроме «Красной Москвы», «Новая Заря» выпускала духи «Каменный цветок» в оригинальной коробочке зеленого цвета, похожей на малахитовую гору, и духи «Ландыш Серебристы» (хотя я любила просто "Ландыш"), ну и, конечно, «Шипр» для мужчин. Духи "Красный мак". Больше не помню. Но их ассортимент не менялся десятилетиями.
Мой муж до сих пор все духи делит на «Шипр», «Ландыш» и «Красную Москву». В принципе, он прав: запахи делятся на шипровые, цветочные и фантазийные.

Перед самым концом СССР (или в начале 90-х?) фабрика создала новые духи – "Злато скифов". Потом был «Кузнецкий мост». Они пользовались спросом. Потом они уже делали новые духи чуть не каждые три месяца. Как ни странно, но «Новая Заря» цела до сих пор, более того, в России у них нет конкурентов.
У них есть фирменные магазины, и они держат на прилавках все, что выпускали когда-нибудь. Так я узнала, что у них был не только «Ландыш Серебристый», но и духи, имитирующие запахи почти всех существующих цветов, например, герани и мимозы. А я люблю чистые цветочные ароматы без примесей – с них когда-то началась парфюмерия еще в Древнем Египте. Видели на головах некоторых женщин, изображенных на фресках, высокие конусы? Это были своеобразные духи, а состояли они из жира, которых удерживал запах жасмина и роз.

Не уверена, выпускала ли «Новая Заря» кремы, но все равно вспомню и о них. Я, например, всегда покупала крем «Бархатный» в стеклянных бутылочках - он розовый такой был. На все случаи жизни подходил, но имел один недостаток: трудно вытрясался из бутылочки, особенно, ближе к концу. Очень жаль, что он пропал. Про наши кремы говорили, что, хотя упаковка у них неказистая, но зато они натуральные, экологически чистые. И крем «Детский» был хорош. И огуречный лосьон. И рассыпчатая пудра в картонных коробочках. Правда, сама я пользовалась уже компактной пудрой.
Многим нравилась отечественная помада, опять же по принципу безвредности. У меня она почему-то моментально стиралась, и я предпочитала французскую, английскую, итальянскую, которую опять же можно было купить без особых хлопот в больших московских магазинах. Не всегда, но нет- нет, да и попадалась.

Сегодня духов много, и они - самые разные. Теперь люди уже не думают, что если духи французские, то, значит, самые лучшие. Все духи утратили стойкость, и нет смысла платить в 10 раз дороже – будет то же самое. Конечно, покупают раскрученные бренды, но есть спрос и на узкие оригинальные линии, и даже на индивидуальные запахи. В этом разнообразии есть место и для духов «Новой Москвы». Во всяком случае я не прохожу мимо их магазинов.

В 2004 году на мировом рынке появилась парфюмерная продукция под маркой «Nouvelle Etoile». Не многие знают, что за этим названием стоит история старейшей российской фабрики «Новая Заря», которую в 1864 году основал Анри Брокар.

Открывшаяся в 1864 году, фабрика начала свою историю с выпуска недорогого, но очень дефицитного в то время мыла. Производство быстро развивалось и расширялось, и в начале 70-х годов Брокар решает начать выпуск духов и одеколонов. Спустя какое-то время его продукция завоевывает признание далеко за пределами России. В 1889 году «Персидская Сирень» получает Гран-При на выставке в Париже, а хозяева впервые оказываются на втором месте.

К началу ХХ века фабрику стали называть "Империей Брокара", каждый год становится все более и более успешным. Практически на всех конкурсах и выставках продукция Брокара получала множество наград и медалей. Так, к 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями (полученны навыставках в Париже, Ницце, Барселоне и др.)

В том же году в Москве открываются четыре магазина Брокара на улицах Никольской, Тверской, Арбате и на Кузнецком мосту.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод №5. Навести порядок на заводе направляют директором А. Звездова. Именно он нанял инженера немца Бенгсена и химика-парфюмера француза Августа Мишеля, которые помогали восстановить фабрику. Спустя три года фабрика под названием «Государственный мыльно-парфюмерный завод №5 «Новая Заря» заработала на новом месте.

С 1922 года кроме продукции первой необходимости стали выпускать парфюмерию. Постепенно становятся очень популярными духи и одеколоны «Новой Зари»: «Октябрь», «Парижская Коммуна», «Новая Заря», «Нинон», «Цикламен». Все еще популярными оставались ароматы брокаровского периода («Любит, не любит», «Дивная сирень», «Ландыш», «Северный», «Шипр», «Тройной»). По фабричной легенде «Тройной» одеколон во флаконе в виде фляги выпускали специально без аромата для Сталина.

В 1925 году на фабрика «Новая Заря» представила свой прекрасный аромат «Красная Москва». Автором парфюмерной композиции становится парфюмер Август Мишель. Немногие знали, что он так назвал свое изобретение, выпущенное ещё в 1913 году, посвященное Дому Романовых - «Любимый букет Императрицы». На многие год этот аромат стал визитной карточкой не только фабрики, но и страны.

Каждое событие, происходившее в стране, на фабрике отмечалось новым ароматом. Так, в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции, был выпущен «Красный Мак», а юбилеям Пушкина фабрика посвятила духи «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Пиковая Дама» и пудру «Евгений Онегин».

В 1958 году на выставке в Брюсселе «Новая Заря» представила «Черный ларец». «Голубой ларец», «Огни Москвы», «Каменный цветок», «Жемчуг», «Вечер», «Новая Заря», «Северный» и мн. др. Вся советская парфюмерия была высоко оценена международным жюри и получила «Гран При». «Красная Москва» была признана лучшим ароматом и получила Золотую медаль.

Во имя очередной годовщины армии вышли «Юбилейные», «Щит и Меч», «Сулико», «Триумф», «Торжество», а в честь покорения космоса вышел одеколон «Восток».

Часть ароматов «Новой Зари» посвящены театру: «Великая артистка», «Дебют», «Маска», «Признание».
С 1979 по 1980 год парфюмеры «Новой Зари» трудятся над ароматами в честь Олимпиады в Москве в августе. На свет появились знаменитые ароматы «Олимпийский сувенир», духи «Олимпиец» и «Мишка» во флаконе в виде олимпийского символа.

К 850-летию Москвы выпустили аромат «Мэр», который вскоре стал призером конкурса на лучшую парфюмерно-косметическую продукцию 1997 года, проводимый Российской Парфюмерно Косметической Ассоциацией.
Сегодняшний день фабрики - это напряженная, беспрерывная работа, ведь производство растет с каждым годом. Ежегодно разрабатываются и выводятся на рынок до 30 новых видов парфюмерии и косметики.

Новый этап развития фабрики и выпуск продукции под новым названием «Nouvelle Etoile» - уникальный пример плодотворного и результативного российско-французского партнерства.